ОСОБЕННОСТИ РЕМОНТА ПЯТИСТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Разборка. Прежде чем снимать заднюю крышку, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, отверните гайки крепления механизма выбора передач и снимите рычаг переключения передач в сборе с механизмом. Затем отсоедините гайки крепления задней крышки и снимите ее. Одна из гаек крепления крышки отвертывается изнутри картера коробки передач при снятой нижней крышке. При снятии задней крышки ее необходимо подавать не только назад, но и поворачивать, чтобы исключить ее задевание за блок шестерен заднего хода и пятой передачи.
После снятия с вторичного вала внутреннего кольца заднего подшипника 11 (рис. 20) и ведущей шестерни привода спидометра осабьте болты крепления крышки 5 (рис. 21) фиксаторов и отверните болты 2 и 4 крепления блока шестерен и вилки включения пятой передачи и заднего хода. Снимите маслоотра-жательную шайбу 9 (рис. 20), а затем втулку 1 (рис. 22) шестерни пятой передачи и выньте шток 1 (рис. 23) из вилки 2. При этом со штока снимается дистанционная втулка 3. Затем снимите со шлиц промежуточного вала блок шестерен 4.
Рис. 21.Отвертывание болтов крепления блока шестерен и вилки включения V передачи и заднего хода: 1 - промежуточная шестерня заднего хода; 2 - болт крепления блока шестерен; 3 - шток вилки; 4 - болт крепления вилки; 5 - крышка фиксатора
Рис. 22. Снятие втулки шестерни V передачи: 1 - втулка
Рис. 23. Снятие штока вилки включения V передачи и заднего хода и блока шестерен: 1 - шток вилки включения V передачи и заднего хода; 2 - вилка включения V передачи и заднего хода; 3 - дистанционная втулка; 4 - блок шестерен
Рис. 24. Снятие промежуточной шестерни заднего хода, шестерни V передачи в сборе с синхронизатором и вилкой: 1 - промежуточная шестерня заднего хода; 2 - муфта включения V передачи; 3 - шестерня V передачи в сборе с синхронизатором; 4 - вилка включения V передачи и заднего хода
Снимите одновременно промежуточную шестерню 1 (рис. 24) заднего хода с оси, шестерню 3 в сборе с муфтой 2 и вилкой 4 с вторичного вала.
Снимите с вторичного вала шайбу 5 (рис. 20), а затем с помощью фигурных оправок типа отверток снимите со шпонки ступицу 4 (рис. 25) синхронизатора пятой передачи и ведомую шестерню 2 заднего хода.
Рис. 25. Снятие ведомой шестерни заднего хода и ступицы муфты синхронизатора V передачи: 1 -промежуточный вал; 2 - ведомая шестерня заднего хода; 3 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 4 - ступица муфты синхронизатора V передачи; 5 - вторичный вал; 6 - шток вилки включения I и II передач; 7 - шток вилки включения III и IV передач
Примечание. С 1992 года аннулирована шайба 5 (см. рис. 20) на вторичном валу и изменена конфигурация вторичного вала и ступицы 3 муфты синхронизатора V передачи (на вторичном валу диаметр под ступицу был 28 мм, стал 25 мм; ширина посадочной части ступицы стала больше на толщину шайбы и посадочный диаметр уменьшен с 28 мм до 25 мм). Указанные детали не взаимозаменяемы с ранее выпускаемыми, поэтому при ремонте коробки передач "старой" конструкции соблюдайте следующие правила:
- если меняется шайба 5, то вторичный вал и ступица ставятся "старой" конструкции; - если взамен вторичного вала или ступицы устанавливают одноименные детали новой конструкции, то их надо менять комплектно, то есть при замене ступицы меняется и вторичный вал и наоборот. В этом случае шайба не устанавливается.
Дальнейшую разборку коробки передач проводите в порядке, описанном для четырехступенчатой коробки передач.
При необходимости разберите рычаг и механизм выбора передач, для чего:
- снимите защитных чехол 10 (рис. 26), стопорное и упорное кольца 8 и 7, пружину и сферическую шайбу 5 с рычага переключения передач;
- отметьте визуально расположение деталей относительно риски А, нанесенной на направляющей пластине, чтобы при сборке соединить детали в том же положении;
- отвернув гайки с болтов крепления, разъедините детали механизма выбора передач и снимите рычаг 9, его шаровую опору 4 и резиновые уплотнительные кольца 15.
Сборка пятой ступени, задней передачи и механизма выбора передач проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего:
- ось промежуточной шестерни заднего хода крепите до установки валов в картер коробки передач моментом 78 Н·м (8 кгс·м);
- перед установкой штока вилки включения пятой передачи и заднего хода в картер, установите на него дистанционную втулку;
- внутреннее кольцо подшипника напрессовывайте на блок шестерен пятой передачи и заднего хода, а наружное - в гнездо задней крышки;
- задний подшипник вторичного вала напрессовывайте на вал для облегчения установки задней крышки;