Открыт 7 марта 2007 года
 
Главная
Почта
Форум
Главное меню
 ВАЗ-2101-2102
 ВАЗ-2105(2104)
 ВАЗ-2107,21047
 ВАЗ-2109
 ВАЗ-2110
 ВАЗ-2170
 ВАЗ-2123
 Классика
 Зубило
 Файлы
 Статьи
Автомобильные разделы:
Все модели ВАЗ
Все модели ГАЗ
Все модели АЗЛК
ВАЗ-2105
Добро пожаловать,
Пользователь:

Пароль:


Запомнить

[ ]
[ ]
[ ]
Новое на сайте
Электрооборудование-Генератор
Дaтa Среда 02 Май 2007
Автор: VAZik список авторов
категория ВАЗ-2107,-21047 > Руководство


ГЕНЕРАТОР

Описание конструкции

На автомобиле установлен генератор 37.3701 ( ранее устанавливался Г -222). Это трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах . Ротор генератора приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя .

Генератор установлен на кронштейне в передней части двигателя с правой стороны .

 

Генератор 37.3701*: 1 - поджимная втулка; 2- втулка; 3 - буферная втулка; 4 - задняя крышка; 5 - винт крепления выпрямительного блока; 6 - выпрямительный блок; 7 - вентиль; 8 - конденсатор; 9 - задний подшипник; 10 - контактные кольца; 11 - вал ротора; 12 - щетка; 13 - вывод «30»; 14 - вывод «61»; 15 - щеткодержатель; 16 - вывод «В» регулятора напряжения; 17 - регулятор напряжения; 18 - шпилька крепления; 19 - вентилятор; 20 - шкив; 21 - пластины; 22 - кольцо; 23 - передний подшипник; 24 - обмотка ротора; 25 - ротор; 26 - обмотка статора; 27- статор; 28 - передняя крышка.
* С 1996 г. изменены конструкция регулятора напряжения и место вывода «61».

 

Техническая характеристика генератора 37.3701( Г -222)

 

Максимальный отдаваемый ток ( при напряжении 13 В и частоте вращения ротора 5000 мин - 1 ), А

55(45)

Рабочее напряжение , В

13,6-14,6

Передаточное отношение двигатель - генератор

2,04

Направление вращения ( со стороны привода )

правое

 

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в двух шариковых закрытых подшипниках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Внутреннее кольцо заднего подшипника напрессовано на вал ротора, а наружное - запрессовано в заднюю крышку. Второй подшипник ротора запрессован в переднюю крышку и зажат с двух сторон пластинами с четырьмя болтами.

Обмотка статора - трехфазная, соединенная по схеме «звезда». Реле сигнализатора заряда аккумуляторной батареи подключено к выводу нулевого провода (генератор Г-222). У генератора 37.3701 лампа сигнализатора заряда соединена с выводом диодов питания обмотки возбуждения. Если после пуска двигателя лампа сигнализатора горит -в цепи генератора возникла неисправность.

Выпрямитель - мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-радиаторы. На одной из пластин находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора.

Обмотка возбуждения генератора расположена на роторе. Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две медно-графитные щетки. С 1996 г. щеткодержатель конструктивно объединен с электронным интегральным регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.

Регулятор напряжения - неразборный, ремонту он не подлежит.

 

Схема соединений генератора 37.3701: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - монтажный блок; 4 - выключатель зажигания; 5 - лампа сигнализатора заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 6 - вольтметр.

 

Схема соединений генератора Г-222: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 4 - монтажный блок; 5 - выключатель зажигания; 6 - вольтметр; 7 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов

 

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения радиопомех между выводом «плюс» и «массой» генератора подключен конденсатор емкостью 2,2 мкф, установленный на задней крышке.

 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Метод устранения

Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы

1. Проскальзывание ремня привода генератора

11. Отрегулируйте натяжение ремня

2. Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения

2. Восстановите соединение

3. Поврежден регулятор напряжения генератора

3. Замените регулятор

4. Износ или зависание щеток генератора; окисление контактных колец

4. Замените щеткодержатель со щетками; протрите кольца тряпкой, смоченной в бензине

5. Обрыв или короткое замыкание на массу обмотки возбуждения генератора

5. Замените ротор

6. Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких вентилях выпрямительного блока

6. Замените выпрямительный блок генератора

7. Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора

7. Замените статор генератора

8*. Обрыв в цепи подачи напряжения от вывода "30" к штекеру "15" генератора

8. Восстановите соединения, проверьте предохранитель "10"

9*. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу "В" регулятора

9. Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя

10**. Обрыв или короткое замыкание в дополнительных диодах выпрямительного блока

10. Замените поврежденные диоды или выпрямительный блок

Контрольная лампа не горит. Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы**

1. Перегорела контрольная

1. Замените лампу

лампа 2. Обрыв в цепи между выводом "30" и штекером "61" генератора

2. Восстановите соединение, проверьте предохранитель "10"

3. Нет контакта между выводами "В" и "Ш" регулятора напряжения и выводами щеток (у генераторов выпускало 1996 г .)

3. Зачистите выводы "В" и "Ш" регулятора напряжения и выводы щеток, подогните выводы регулятора

4. Отсоединился провод от вывода "В" щеткодержателя

14. Присоедините провод

Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы

1. Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом "Ш" и массой)

1. Замените регулятор напряжения

2*. Замыкание между винтом крепления щеткодержателя и шиной щетки, присоединяемой к выводу "Ш" регулятора

2. Устраните замыкание или замените пластмассовое основание щеткодержателя

Повышенная шумность генератора

1. Ослаблена гайка шкива генератора

1. Подтяните гайку

2. Повреждены подшипники генератора

2. Замените подшипники

3. Межвитковое замыкание (вой генератора)

3. Замените статор

4. Скрип щеток

4. Протрите щетки и контактные кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине

* Неисправности только для генератора Г-222

** Неисправности только для генератора 37.3701 Остальные неисправности общие для обоих генераторов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. "Минус" аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а "плюс" - подключаться к зажиму "30" генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора и они повредятся.

2. Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме "30" генератора, которые могут повредить вентили выпрямителя и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

3. Запрещается проверка работоспособности генератора "на искру" даже кратковременным соединением зажима "30" генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

4. Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).

5. Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора.

6. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.

7. Провод, присоединяемый к штекеру "67" генератора, не следует путать с проводом, присоединяемым к штекеру 12 центрального вывода обмотки статора. Если ошибочно поменять местами провода, то перегорит предохранитель 10 (см. рис. 2) и повредятся контакты регулятора напряжения.

8. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

 

Проверка генератора на стенде

Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца чистыми.

Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на рис.

 

Схема для проверки генератора Г-222 на стенде: 1 - генератор; 2 - вольтметр; 3 - амперметр; 4 - реостат; 5 - выключатель; 6 - аккумуляторная батарея

 

Схема для проверки генератора 37.3701 на стенде: 1 - контрольная лампа 12 В, 3 Вт; 2 - генератор; 3 - вольтметр; 4 - реостат; 5 - амперметр; 6 - выключатель; 7 - аккумуляторная батарея

 

Включите электродвигатель стенда, реостатом установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин-1. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 2 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А (45 А у генератора Г-222).

Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей выпрямительного блока. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.

Напряжение на выходе генератора проверяется также при частоте вращения ротора 5000 мин-1. Реостатом установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть (14,1±0,5) В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10) °С.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и вентили генератора.

 

Проверка генератора электронным осциллографом

Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения генератора точно и быстро проверить его исправность и определить характер повреждения.

Для проверки присоедините к выводу "30" генератора амперметр, реостат, выключатель и аккумуляторную батарею, как показано на рис. выше. Кроме того, у генератора Г-222 подключите штекер "15" к клемме "плюс" аккумуляторной батареи.

Форма кривой выпрямленного напряжения генератора: I - генератор исправен; II - вентиль пробит; III - обрыв в цепи вентиля

 

У генератора 37.3701 отсоедините от штекера "В" регулятора напряжения провод общего вывода трех дополнительных диодов и соедините штекер "В" с клеммой "плюс" аккумуляторной батареи через лампу 12 В, 3 Вт. Наконечник отсоединенного провода изолируйте, чтобы он не замкнулся с массой. Таким образом, питание на обмотку возбуждения будет подаваться непосредственно от аккумуляторной батареи.

Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения ротора до 1500-2000 мин-1. Выключателем 6 отключите аккумуляторную батарею и реостатом 4 установите ток отдачи 10 А.

Проверьте осциллографом напряжение на клемме "30" генератора. При исправных вентилях и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами (рис. I).

Если имеется обрыв в обмотке статора либо обрыв или короткое замыкание (вентиль пробит) в вентилях выпрямителя, форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (рис. II и III).

У генератора 37.3701 проверьте также напряжение на штекере "61" или на наконечнике провода, отсоединенного от штекера "В" регулятора напряжения. Эти точки являются общим выводом трех дополнительных диодов, питающих обмотку возбуждения при работе генератора. Форма кривой напряжения здесь тоже должна иметь правильную пилообразную форму. Неправильная форма кривой свидетельствует о повреждении дополнительных диодов.

 

Проверка генератора

Для наглядности проверки сделаны на снятом генераторе, но их можно провести и на автомобиле, отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора.

Проверка выпрямительного блока на короткое замыкание

Снимаем провод с вывода регулятора напряжения .

Проверяем выпрямительный блок омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи (см. «Проверка электрических цепей»). Если сопротивление велико (стрелка прибора отклонилась на «бесконечность» или контрольная лампа не горит), вентили исправны.

Общая проверка

 

 

Проверяем на «пробой» положительные и отрицательные вентили. «Плюс» омметра подсоединяем к выводу «30» генератора, а «минус» - к его корпусу. Если омметр показывает малое сопротивление (стрелка прибора отклонилась к нулю или контрольная лампа не горит), то один или несколько вентилей «пробиты».

Уточненная проверка

 

 

Для проверки положительных вентилей «плюс» прибора соединяем с выводом «30» генератора, а «минус» - с одним из болтов крепления выпрямительного блока. Малое сопротивление означает, что «пробит» один из вентилей.

При выходе из строя элементов выпрямительного блока рекомендуем менять его в сборе. Допускается замена отдельных диодов, однако потребуется их перепрессовка в держатель - операция, требующая аккуратности и навыка.

Проверка обмотки возбуждения ротора

Снимаем регулятор напряжения (см. «Замена регулятора напряжения»).

 

 

Через окно в крышке генератора проверяем ротор на короткое замыкание на корпус, соединив один вывод омметра с крыльчаткой генератора, а другой с контактным кольцом обмотки возбуждения.

 

 

Проверяем отсутствие обрыва в обмотке возбуждения, подсоединив выводы прибора к контактным кольцам.

Проверка конденсатора

Снимаем конденсатор (см. «Ремонт генератора»).

Для проверки конденсатора используется специальный прибор, но предварительно оценить состояние конденсатора можно омметром. Закорачиваем вывод конденсатора на его корпус, чтобы он разрядился. Подсоединяем к выводу корпуса и наконечнику провода щупы омметра (омметр лучше переключить в верхний предел измерений). Стрелка должна резко отклониться в сторону нуля, а затем плавно вернуться в конец шкалы, к символу «бесконечность». Если поменять полярность, то стрелка должна еще больше отклониться к нулю.

Неисправный конденсатор заменяем.

Замена ремня привода генератора

Для удобства снимаем аккумуляторную батарею.

 

 

Головкой «на 17» ослабляем гайку крепления генератора к регулировочной планке.

Монтажной лопаткой смещаем генератор к блоку цилиндров. Если для этого требуется чрезмерное усилие, то, сняв брызговик двигателя (см. «Замена подушек и штанги стабилизатора поперечной устойчивости»),...

 

 

...ключом «на 19» ослабляем затяжку болта нижнего крепления генератора.

 

 

Сместив генератор к двигателю, снимаем изношенный ремень и надеваем новый.

Отжимая монтажной лопаткой генератор от двигателя, натягиваем ремень и в таком положении затягиваем гайку крепления генератора к регулировочной планке.

 

 

Правильное натяжение ремня устанавливаем по величине прогиба его ветви на участке между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости или насоса и коленчатого вала, под усилием 10 кгс. В первом случае прогиб должен составлять 10-15 мм, во втором - 12-17 мм.

После регулировки затягиваем нижнюю гайку крепления генератора и устанавливаем брызговик двигателя.

________________________________


индекс статьи
страница 1 - текущая : Страница №1
страница 2 : Страница №2

Поиск



Информация сайта собрана в сети или прислана посетителями. Мы не гарантируем ее достоверность.
||