Открыт 7 марта 2007 года
 
Главная
Почта
Форум
Главное меню
 ВАЗ-2101-2102
 ВАЗ-2105(2104)
 ВАЗ-2107,21047
 ВАЗ-2109
 ВАЗ-2110
 ВАЗ-2170
 ВАЗ-2123
 Классика
 Зубило
 Файлы
 Статьи
Автомобильные разделы:
Все модели ВАЗ
Все модели ГАЗ
Все модели АЗЛК
ВАЗ-2105
Добро пожаловать,
Пользователь:

Пароль:


Запомнить

[ ]
Новое на сайте
Система охлаждения
Дaтa Пятница 18 апреля 2008
Автор: Trut список авторов
категория ВАЗ-2101-2102 > Руководство по ремонту и обслуживанию

Система охлаждения


Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком.


Особенности устройства



1 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя и карбюратора в насос охлаждающей жидкости; 2 – труба отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя; 3 – перепускной шланг термостата; 4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – расширительный бачок; 7 – рубашка охлаждения; 8 – пробка радиатора;9 – радиатор; 10 – кожух вентилятора; 11 – вентилятор; 12 – шкив привода вентилятора и насоса охлаждающей жидкости; 13 – отводящий шланг радиатора; 14 – ремень привода насоса;
15 – насос; 16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 – термостат;

Cтрелками указано направление движения жидкости.



ВНИМАНИЕ: Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается, и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.



Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем 14.


Вентилятор 11 имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на ступице шкива насоса охлаждающей жидкости.


Термостат 17 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (см. рис. Термостат ) и дополнительный 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждаюшей жидкости 77–86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.


Радиатор – вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке 8 заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.



Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения


1. Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15–20° С) должен находиться на 3–4 см выше метки «MIN», нанесенной на расширительном бачке.


2. При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078–1,085 г/см 3 для жидкости Тосол А–40.


3. Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то доливайте дистиллированную воду. Если плотность нормальная – доливайте жидкость той же марки, как та, которая находится в системе охлаждения.


4. Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, доливайте жидкость Тосол-А.



Заправка системы охлаждения жидкостью


Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя.


1. Снимите пробки с радиатора и расширительного бачка, откройте кран отопителя.


2. Залейте охлаждающую жидкость (9,85 л) в радиатор (жидкость заливается до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины) и поставьте на место пробку радиатора.


3. Долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой.


4. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1–2 мин для удаления воздушных пробок.


5. После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, то долейте жидкость.



Регулировка натяжения ремня привода насоса


Схема проверки натяжения ремня привода насоса



Натяжение ремня проверяется прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть в пределах 10–15 мм, а прогиб В – в пределах 12–17 мм.


Для увеличения натяжения ремня ослабьте гайки крепления генератора, сместите его от двигателя и затяните гайки.



Насос охлаждающей жидкости


Разборка

1. Отсоедините корпус насоса от крышки 2 (см. рис. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости ).


2. Закрепите крышку в тисках, используя прокладки, и снимите крыльчатку 2 с валика съемником А.40026 (1 – съемник А.40026).



3. Снимите ступицу 2 шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/5 (1 – крышка корпуса насоса, 3 – съемник А.40005/1/5).



4. Выверните стопорный винт 9 (см. рис. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости ) и выньте подшипник с валиком насоса.


Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости

Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости

1 – корпус; 2 – крышка; 3 – гайка крепления крышки насоса; 4 – вентилятор; 5 – ступица шкива; 6 – накладка; 7 – валик; 8 – шкив; 9 – стопорный винт подшипника; 10 – подшипник; 11 – сальник; 12 – крыльчатка


Контроль

1. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию нужно делать обязательно, если отмечается значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большом зазоре подшипник замените.


2. Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять.


3. Осмотрите корпус и крышку насоса. Деформации или трещины на них не допускаются.


Сборка

1. Установите оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса.


2. Запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса.


3. Заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал.


4. Напрессуйте с помощью приспособления А.60430 (см. рис. Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430 ) на валик ступицу шкива, выдержав размер 84,4±0,1 мм.



Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430

Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430

1 – опора; 2 – валик насоса; 3 – крышка корпуса насоса; 4 – стакан; 5 – установочный винт


5. Напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечив зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9–1,3 мм.


6. Соберите корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.



Термостат


Термостат

1 – входной патрубок (от двигателя); 2 – перепускной клапан; 3 – пружина перепускного клапана; 4 – стакан; 5 – резиновая вставка; 6 – выходной патрубок; 7 – пружина основного клапана; 8 – седло основного клапана; 9 – основной клапан; 10 – держатель; 11 – регулировочная гайка; 12 – поршень; 13 – входной патрубок от радиатора; 14 – наполнитель; 15 – обойма; D – вход жидкости от двигателя; Р – вход жидкости от радиатора; Н – выход жидкости к насосу


У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход основного клапана.


Для этого термостат установите на стенде БС-106-000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 9 уприте кронштейн ножки индикатора.


Начальная температура жидкости в баке должна быть 73–75° С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1° С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.


За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.


Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах 81+5–4 ° С или ход клапана менее 6,0 мм.


Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний бачок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3–4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80–85° С.



Радиатор


Снятие

1. Слейте жидкость из радиатора и блока цилиндров, удалив сливные пробки в нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров; кран отопителя салона при этом откройте, а пробку радиатора удалите с наливной горловины.



ВНИМАНИЕ: Чтобы не повредить радиатор, отворачивая сливную пробку нижнего бачка, вторым ключом поддерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не повредить грани пробки.



2. Отсоедините от радиатора шланги.


3. Отверните болты и снимите кожух вентилятора.


4. Выньте радиатор из отсека двигателя, отвернув болты крепления его к кузову.


Проверка герметичности

1. Герметичность радиатора проверяется в ванной с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см 3 ) и опустите в ванну с водой не менее чем не 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.


2. Незначительные повреждения запаяйте мягким припоем, а при значительных замените радиатор новым.


3. Допускается глушение (обязательно с двух сторон) не более 1,5% охлаждающих трубок радиатора.



Поиск



Информация сайта собрана в сети или прислана посетителями. Мы не гарантируем ее достоверность.
||