Основные размеры распределительного вала и корпуса подшипников распределительного вала даны на рис. 2-54, а разрез головки и блока цилиндров по выпускному клапану на рис. 2-55.
Рис. 2-54. Основные размеры распределительного вала и расточек в корпусе подшипников распределительного вала
Рис. 2-55. Разрез головки цилиндров по выпускному клапану:
РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРА МЕЖДУ РЫЧАГАМИ И КУЛАЧКАМИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Зазоры регулируйте на холостом двигателе, предварительно отрегулировав натяжение ремня. После регулировки зазор должен быть 0,14-1,17 мм.
Регулировку производите в следующем порядке:
— поверните коленчатый вал по часовой стелке до совпадения метки на шкиве распределительного вала с меткой на корпусе подшипников, что будет соответствовать концу такта сжатия в четвертом цилиндре. В этом положении регулируется зазор у выпускного клапана 4-го цилиндра (8-й кулачок) и впускно1 клапана 3-го цилиндра (6-й кулачок);
— вставьте между рычагом и кулачком распределительного вала плоский щуп А.95111 толщиной 0,15 мм и гаечным ключом завертывайте или отвертывайте регулировочный болт с последующим затягиванием контргайки, пока при затянутой контргайке щуп не будет входить с легким защемлением (рис. 2-56);
Рис. 2-56. Проверка зазора между рычагами и кулачкамираспределительного вала щупом А.95111:
— после регулировки зазора у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра последовательно поворачивайте коленчатый вал на 180° и регулируйте зазоры, соблюдая очередность указанную в таблице 2-5.
Таблица 2- 5
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ
Угол поворота коленчатого вала
Номер цилиндра, в котором происходит такт сжатия (конец)
1 -шкив коленчатого вала; 2 - ремень привода вентилятора; 3 - нижняя защитная крышка; 4 - зубчатый шкив коленчатого вала; 5 - средняя защитная крышка; 6 -болты крепления кронштейна натяжного ролика; 7 -натяжной ролик; 8 - верхняя защитная крышка; 9 - шкив распределительного вала; 10 - зубчатый ремень; 11 -кронштейн натяжного ролика; 12 - пружина кронштейна; 13 - шкив валика привода масляного насоса; А - Метка на зубчатом шкиве коленчатого вала; В, D - метки ВМТ на крышке привода распределительного вала; С - метка на шкиве коленчатого вала; Е - метка на крышке головки цилиндров; F - метка на шкиве распределительного вала
Ослабьте болты 6 крепления кронштейна 11 натяжного ролика и проверните коленчатый вал пусковой рукояткой на два-три оборота. При этом пружина 12 автоматически установит необходимое натяжение ремня 10. Вал вращайте плавно, держа ремень в постоянном натяжении и не допуская ослабления ремня при остановке вала.
Затяните болты 6 и закрепите верхнюю защитную крышку 8.
ЗАМЕНА РЕМНЯ ПРИВОДА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Снимите ремень 2 привода вентилятора и верхнюю защитную крышку 8.
Проверните коленчатый вал и совместите метку «С» на шкиве 1 коленчатого вала с меткой «D» (ВМТ) на средней защитной крышке 5, а метку «F» на шкиве 9 распределительного вала с меткой «Е» на крышке головки цилиндров.
Снимите среднюю 5 и нижнюю 3 защитные крышки.
Снимите пружину 12, ослабьте болты 6, отведите кронштейн 11 натяжного ролика в крайнее левое положение и снимите ремень 10.
Заведите новый ремень за шкив 1, наденьте на зубчатый шкив 4 коленчатого вала и, натягивая ремень, наденьте на шкив 13 валика привода масляного насоса и на шкив 9 распределительного вала.
Наденьте ремень на натяжной ролик 7, подожмите кронштейн 11 вправо и установите пружину 12. Плавно проверните коленчатый вал на два оборота, держа ремень в постоянном натяжении и не ослабляя его при остановке вала. Затяните болты 6.
Проверьте совпадение меток «Е», « F » и меток «С», « D ». Если метки не совпадают, повторите установку ремня.
Установите защитные крышки 3, 5 и 8, наденьте ремень привода вентилятора и натяните его.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте установку момента зажигания.
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕМНЯ
Поверхность зубчатой части должна быть с четким профилем зубьев, без износа, складок, трещин, подрезовзов и отслоений ткани от резины. На торцевых поверхностях не должно наблюдаться расслоения и разлохмачивания, но незначительное выступание бахромы ткани допускается.
Поверхность наружной плоской части должна быть ровной без складок, трещин, углублений и выпуклостей.
На любой поверхности ремня не допускаются следы попадания масла.
ПРОВЕРКА МЕХАНИЗМА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ
Рабочая поверхность натяжного ролика должна быть гладкой, без забоин и заусенцев.
Шариковый подшипник натяжного ролика должен вращаться плавно, без заеданий.
Упругость натяжной пружины должна находиться в пределах, указанных на рис. 2-58. При меньшей упругости пружину замените.
Рис. 2-58. Основные данные для проверки натяжной пружины
ПРОВЕРКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников.
На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде огранки.
Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, помещенные на проверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение средних шеек, которое должно быть не более 0,04 мм. Если биение превышает указанное значение, то выправьте вал на рихтовочном прессе.
Примечание. На автомобилях выпуска до 1982 г. устанавливались распределительные валы с кулачками, закаленными ТВЧ. С апреля 1982 г. устанавливаются азотированные распределительные валы. С 1984 г. на валах маркируется год выпуска. С 1985 г. на части автомобилей устанавливаются распределительные валы с отбелом кулачков. Эти валы имеют отличительный шестигранный поясок между 3 и 4 кулачками.
ПРОВЕРКА КОРПУСА ПОДШИПНИКОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Промойте и очистите корпус подшипников распределительного вала и каналы для подвода масла.
Проверьте диаметр отверстий в опорах. Если зазор между шейками распределительного вала и опорами превышает 0,2 мм (предельный износ), корпус подшипников замените.
Внутренние опорные поверхности должны быть гладкими, без задиров; если имеются повреждения на поверхностях или трещины на корпусе — замените корпус подшипников распределительного вала.
СБОРКА КОРПУСА ПОДШИПНИКОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
Закрепите корпус подшипников распределительного вала на приспособлении для сборки.
Смажьте маслом для двигателя опорные шейки и кулачки распределительного вала и установите его в корпус подшипников.
Прикрепите к корпусу подшипников упорный фланец и держатель с сальником, не затягивая гайки крепления.
Установите специальную оправку для центрирования держателя сальника относительно распределительного вала и, прижимая держатель сальника к упорам приспособления, затяните гайки крепления держателя. При этом будет выдержана непараллельность не более 0,15 мм нижней плоскости А (рис. 2-59) держателя относительно нижней плоскости В корпуса подшипников распределительного вала.
Рис. 2-59. Установка держателя сальника распределительного вала:
А - нижняя плоскость держателя; В - нижняя плоскость корпуса подшипников распределительного вала
Уберите оправку и прикрепите к распределительному валу шкив, не затягивая болт крепления.
Примечание. Болт крепления шкива распределительного вала должен устанавливаться на герметике по ТУ 6-10-1048-73 или жидкой прокладке SUPER THREE BOND № 50.