Передняя подвеска (рис.1) независимая, на двух поперечных рычагах с каждой стороны, с витыми цилиндрическими пружинами, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Верхний 13 и нижний 36 рычаги подвески соединены с поворотным кулаком 10 шаровыми шарнирами. Верхний шаровой шарнир 14 крепится тремя болтами к верхнему рычагу подвески. В корпусе шарнира расположен подшипник 12, основа которого смола, а поверхность трения - тефлоновая ткань, плотно облегающая сферическую поверхность пальца 9. Детали шарнира защищены от загрязнения армированным чехлом 11. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного кулака и крепится самоконтрящейся гайкой.
Нижний шаровой шарнир 45 соединен с поворотным кулаком и рычагом подвески аналогично с верхним шарниром. В корпусе 46 шарнира расположен палец 49 с полусферической головкой. На стержень пальца надет металлокерамический подшипник 48 с полусферической поверхностью. В нижнюю часть корпуса вставлен с натягом вкладыш 47, изготовленный из маслостойкой резины. На поверхность вкладыша, контактирующей с полусферой пальца 49, нанесен пластмассовый слой (смесь нейлона с сульфидом молибдена). В нижней части корпуса шарнира имеется отверстие, через которое смазывается шарнир. Оно закрывается пробкой.
Верхний рычаг 13 подвески соединяется осью 22 со стойкой передка кузова, а нижний рычаг 36 при помощи оси 35 подвешен болтами 37 к поперечине 30 подвески, которая крепится кронштейнами 29 к лонжеронам. Между осью нижнего рычага и поперечиной установлены дистанционные 28 и регулировочные 27 шайбы. Изменением количества шайба 27 регулируют продольный угол наклона оси поворота и угол развала передних колес. Оба рычага подвески соединяются с осями через резинометаллические шарниры, обеспечивающие беззазорное соединение этих деталей. Такой шарнир включает в себе резиновую втулку 25, наружную 24 и внутреннюю 23 металлическую втулки. Между шарниром и гайкой устанавливается упорная шайба 26.
Пружина 38 своим верхним концом упирается через опорную чашку 21с резиновой прокладкой 20 на стойку передка кузова. Нижний конец пружины опирается в опорную чашку 44 нижнего рычага. По длине под нагрузкой 435 кгс пружины передней подвески сортируются на группы А и Б. Пружины группы А маркируются желтой краской по внешней стороне витков, а пружины группы Б - зеленой. Ход переднего колеса вверх ограничивается упором верхнего рычага 13 в резиновый буфер 15, установленный в кронштейне 16.
Боковой крен кузова при повороте автомобиля уменьшается стабилизатором поперечной устойчивости, выполненным в виде штанги 33 из пружинной стали. Концы штанги прикреплены к кронштейнам нижних рычагов подвески обоймами 39 через резиновые подушки 32. Сама штанга крепится к лонжеронам 34 двумя кронштейнами 31, в отверстиях которых расположены резиновые втулки. К нижним рычагам подвески крепятся амортизаторы 40. Шток амортизатора проходит через отверстие опорного стакана 17 и крепится гайкой. Между кожухом амортизатора и стаканом, а также между опорной шайбой 19 и стаканом установлены резиновые подушки 18. К нижнему рычагу амортизатор крепится посредством кронштейна 43 и болтов 41 и гаек 42.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ
При каждом техническом обслуживании, а также при ремонте следует обязательно проверять состояние защитных чехлов шаровых шарниров подвески, обращая особое внимание на отсутствие механических повреждений чехлов. Выясните, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожные препятствия или кузов, деформаций оси нижнего рычага или поперечины подвески, а также проверьте зазор в верхнем шаровом шарнире и состояние нижнего шарового шарнира.
Деформация оси нижнего рычага определяется осмотром.
Деформация поперечины передней подвески проверяется в следующем порядке:
- отверните гайки крепления осей нижних рычагов так, чтобы в полученный зазор между дистанционной шайбой 28 (рис. 1) и привалочной поверхностью поперечины поместилась ножка штангенциркуля вплотную к стержню переднего болта;
- замерьте длину поперечины между плоскостями установки осей нижних рычагов (левого и правого) в зоне передних болтов. Расстояние должно быть 611±1 мм.
Если поперечина деформирована так, что углы установки колес не поддаются регулировке, замените поперечину.
Состояние резинометаллических шарниров проверяется в следующем порядке:
- убедитесь в отсутствии деформации рычагов подвески, оси нижнего рычага, поперечины подвески, а затем вывесьте передние колеса автомобиля;
- замерьте радиальное смещение А (рис. 2) наружной втулки 2 относительно внутренней втулки 6 и расстояние В между наружной шайбой 5 и внешним торцом наружной втулки 2.
Резинометаллические шарниры подлежат замене:
- при разрывах и одностороннем "выпучивании" резины;
- если радиальное смещение А превышает 2,5 мм;
- если размер В не укладывается в пределы 3-7,5 мм для нижнего рычага, 1,5-5 мм- для верхнего рычага.
Если размер В выходит за указанные пределы, проверьте правильность запрессовки резинометаллического шарнира в гнездо рычага.
Зазор в верхних шаровых шарнирах проверяйте с помощью приспособления 02.8701.9500 в следующем порядке:
- установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием, поднимите правую переднюю часть автомобиля и снимите колесо;
- подставьте под нижний шаровой шарнир деревянную колодку 10 (рис. 4-3) высотой 190 мм и опустите на нее автомобиль;
- установите втулку 9 на гайку ближайшего к кожуху болта крепления верхнего шарнира, наденьте на втулку основание 8 и слегка закрепите его винтом 4;
- передвигая приспособление, установите рычажок 3 в вертикальное положение так, чтобы его нижний конец упирался в защитный кожух 2 тормоза, и затяните винт 4;
- установите в стойку основания 8 индикатор 7 до упора его ножки в рычажок 3 с натягом 2-3 мм и затяните болт 6;
- прикрепите кронштейн 16 к ступице 15 двумя болтами крепления колеса, наденьте динамометрический ключ 1 на шестигранную головку оси кронштейна 16 и моментом 196 Н·м (20 кгс·м) поверните ключ к автомобилю и от него, оба показания индикатора суммируйте;
- суммарные показания индикатора не должны превышать 0,8 мм;
- повторите операции для подвески левого переднего колеса.
Состояние нижних шаровых шарниров проверяется в следующем порядке:
- установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием и, подняв правую переднюю часть автомобиля, снимите колесо;
- поставьте под ступицу 1 (рис. 4) деревянную колодку 5 высотой 280 мм и опустите на нее автомобиль, очистите нижнюю часть шарнира от пыли и грязи и выверните коническую пробку;
- замерьте глубиномером штангенциркуля 4 расстояние h, как показано на схеме;
- повторите операции для подвески левого переднего колеса.
Если h ? 11,3 мм, то шарнир снимите с автомобиля и тщательно осмотрите. На корпусе шарнира не должно быть трещин, а в смазке - грязи. При наличии грязи в смазке, трещин на корпусе шарнира, а также при h ? 11,8 мм - шарнир замените.
Состояние элементов передка кузова проверьте, как указано в разделе "Кузов".
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА УГЛОВ УСТАНОВКИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС
Проверка и регулировка углов передних колес выполняется на специальных стендах в соответствии с инструкцией на стенд.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проверка углов установки колес обязательна, если производится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.
У нового автомобиля углы установки колес имеют следующие значения:
- развал - 0°30' +40'-30'
- продольный угол наклона оси поворота - 4+1°-1°30'
- схождение - 1?7 мм.
После проведения первого технического обслуживания (через 1500-2000 км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значение углов установки колес должно быть:
- развал 0°30'±20' (0°5'±20')*
- продольный угол наклона оси поворота 4°±30'(3°30'±30')*
- схождение 2?4 мм (3?5 мм)*
Разница в продольных углах наклона осей поворота правого и левого колес не должна превышать 0°30'.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
- свободный ход рулевого колеса. Обнаруженные неисправности устраните и произведите необходимые регулировки.
Контроль и регулировку углов установки колес можно проводить как на груженом автомобиле, так и на ненагруженном, однако контроль углов на груженом автомобиле дает более точные результаты. Поэтому в ответственных случаях рекомендуется проводить контроль и установку углов на автомобиле под статической нагрузкой 3136 Н (320 кгс), что соответствует весу четырех человек и грузу 40 кг в багажнике.
Автомобиль нагружается или специальными грузами, прикладываемыми к стендам или балластом (280 кг), размещенным на подушках сидений и в багажнике (40 кг). Недостача горючего компенсируется грузом, располагаемым на правой стороне площади багажника. Передние сидения должны находиться в среднем положении их продольного хода. Груз в багажнике размещается равномерно.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов "прожмите" подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие в 392-490 Н (40-50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом - на передний. При этом колеса автомобиля должны располагаться параллельно продольной оси автомобиля.
Очередность проверки и регулировки углов установки колес следующая:
- угол продольного наклона оси поворота,
- угол развала,
- схождение.
Угол продольного наклона оси поворота
Если при проверке величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 27 (рис. 4-1), установленных между осью нижнего рычага и поперечиной (см. таблицу 4-1).
Для регулировки угла продольного наклона оси поворота: ослабьте гайки крепления оси рычага к поперечине и измените количество регулировочных шайб под болтами для получения правильного угла продольного наклона оси поворота колес, руководствуясь таблицей 4-1.
Затяните гайки динамометрическим ключом и проверьте продольный угол наклона оси поворота.
Примечание. При регулировке углов установки передних колес допускается применение П-образных регулировочных прокладок, которые должны быть установлены прорезью вниз.
* В скобках даны значения углов без нагрузки, без скобок - с нагрузкой.
Таблица 1
ИЗМЕНЕНИЕ УГЛА РАЗВАЛА И ПРОДОЛЬНОГО НАКЛОНА ОСИ ПОВОРОТА ПРИ ИЗМЕРЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ШАЙБ В ПАКЕТАХ
Количество шайб, добавленных в пакет или изъятых из него
Развал колеса
Правильный угол наклона оси поворота колеса
передний болт
задний болт
толщина шайб, мм
0,5
0,8
0,5
0,8
+ 1
+1
- (7 ' -9 ' )
-(
- 1
-1
+ (7 ' -9 ' )
+(
+ 1
0
0
- 1
0
0
0
+1
- (7 ' -9 ' )
-(
0
-1
+ (7 ' -9 ' )
+(
1-'
+1
- (7 ' -9 ' )
-(
2
+ 1
-1
+ (7 ' -9 ' )
+(
2
Угол развала передних колес
Если угол развала отличается от нормы, отрегулируйте его, изменив количество регулировочных шайб 27 (рис. 1), установленных между осью рычага и поперечиной, руководствуясь таблицей 1.
Для увеличения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для уменьшения - добавьте.
Схождение передних колес
Если величина схождения отличается от нормы, ослабьте стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7853.9504 поверните обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях; таким образом муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг.
Выполнив регулировку, установите стяжные хомутики прорезью горизонтально с отклонением вверх или вниз не более 60° и в таком положении затяните их. При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.
Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы переднего колеса
Для проверки зазора поднимите переднюю часть автомобиля, обоприте ее на подставку и снимите передние колеса. Под болт крепления колеса установите приспособление 02.7834.9505 (рис. 5).
Уприте ножку индикатора в торец оси поворотного кулака при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу вдоль оси поворотного кулака, замерьте величину перемещения (зазора) по индикатору. Если зазор больше 0,15 мм, отрегулируйте его в следующем порядке:
- отверните регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака;
- установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 19,6 Н·м (2 кгс·м), одновременно поворачивая ступицу обоих направлениях два-три раза для самоустановки роликов подшипников;
- ослабьте регулировочную гайку и снова затяните ее моментом 6,8 Н·м (0,7 кгс·м);
- на шайбе сделайте метку В (рис. 6), затем отпустите на 20-25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки В;
- застопорите гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце цапфы поворотного кулака.
Рис. 6. Схема регулировки подшипников ступицы переднего колеса: А - кромка гайки; В - метка на шайбе
После регулировки зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,02-0,08 мм. При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе - левое.
- снимите декоративные колпаки и ослабьте болты крепления колес;
- поднимите переднюю часть автомобиля и снимите колеса;
- отогнув лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта тормоза; снимите суппорт и отведите его в сторону, не отсоединяя шланг подвода жидкости, чтобы в систему гидропривода тормозов не попали воздух и грязь; суппорт не должен висеть на трубопроводах;
- съемником А.40005/1/9В спрессуйте ступицу в сборе с тормозным диском, подшипниками и сальником; снимите ступицу с поворотного кулака;
- выпрессовав сальник ступицы, снимите дистанционное кольцо и внутреннее кольцо внутреннего подшипника с роликами в сборе;
- промойте внутреннюю полость ступицы и подшипники;
- перед установкой сепараторы подшипников заполните смазкой ЛИТОЛ-24. Пространство между наружными кольцами подшипников по внутренней поверхности ступицы равномерно заполните этой же смазкой в количестве 40 г. В колпак ступицы, перед его установкой, заложите 25 г смазки;
- установите внутреннее кольцо внутреннего подшипника с роликами в сборе и дистанционное кольцо в ступицу;
- запрессуйте в ступицу новый сальник, используя оправку 67.7853.9525;
- осторожно, чтобы не повредить сальник, установите ступицу в сборе с тормозным диском на поворотный кулак, затем внутреннее кольцо наружного подшипника, шайбу и заверните новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку;
- отрегулируйте зазор в подшипниках ступицы, как описано выше.
БАЛАНСИРОВКА КОЛЕС
Балансируют колеса на специальных стендах согласно правилам, описанным в инструкциях, прилагаемых к стендам. После балансировки предельно допустимый дисбаланс колеса в сборе с шиной 25,4 Н·мм (2600 г мм). Эта величина дисбаланса соответствует массе грузика около 15 г. Дисбаланс колеса устраняется на ободе специальными пружинками. Не рекомендуется превышать массу грузиков в каждой плоскости балансирования более 80 г.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ
Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву; удерживая ключом А.57070 конец штока за лыски, отсоедините верхний конец амортизатора и снимите колеса.
Разогнув стопорные пластины, отверните болты крепления суппорта к кронштейну. Отведите суппорт в сторону и закрепите его так, чтобы он не висел на шлангах. Снимите амортизаторы с кронштейнами.
Отсоедините концы штанги стабилизатора поперечной устойчивости от нижних рычагов подвески.
Съемником 67.7801.9513 выпрессуйте пальцы из отверстий рычагов и отведите рулевые тяги в сторону.
Вставьте винт 2 (рис. приспособления 67.7828.9504 в отверстие верхней опоры пружины подвески, затем снизу наденьте на виток пружины 1 и на винт 2 опорную тарелку 3 и закрепите ее на пружине зажимом. Снизу на винт наверните гайку так, чтобы фиксатор гайки зашел в гнездо тарелки 3. Вращая ключом винт 2, сожмите пружину подвески до полной разгрузки рычагов подвески.
Выньте ось верхнего рычага и отсоедините его от кузова. Отсоедините ось нижнего рычага от поперечины и снимите узел подвески с автомобиля.
Снимите пружину, плавно разгрузив ее, уберите приспособление и повторите операции для другого узла подвески.
Примечание. Снимая узлы подвески, необходимо отметить количество и расположение регулировочных шайб между осью нижнего рычага и поперечиной, а также регулировочных пластин между поперечиной и лонжеронами кузова, чтобы при установке узлов поставить эти шайбы и пластины на прежнее место.
Снимите брызговик двигателя и штангу стабилизатора.
Рис. 9. Установка траверсы А.70526 для поддержания двигателя при снятии поперечины передней подвески
Поддерживая двигатель траверсой А.70526 (рис. 9) или талью, снимите поперечину.
Установите узлы и детали подвески в порядке, обратном снятию. Пружины на передней и задней подвесках устанавливайте одной и той же группы (группа "А" маркируется желтой краской, а пружины группы "В" - зеленой). В исключительных случаях допускается установка на передней подвеске пружин группы "А", а на задней - пружин группы "В". На передней подвеске должны устанавливаться пружины только с желтой маркировкой на наружной поверхности витков.
Для предупреждения неправильного распределения усилий в резинометаллических шарнирах, затягивание гаек и осей рычагов необходимо производить в следующем порядке:
- установите автомобиль на ровной площадке и поставьте колеса параллельно продольной оси автомобиля;
- нагрузите автомобиль нагрузкой 3136 Н (320 кгс);
- в этих условиях динамометрическим ключом затяните гайки крепления осей верхнего, а затем нижнего рычагов и гайки клепления оси нижнего рычага к поперечине.
Проверьте и отрегулируйте углы установки и схождения колес.
РАЗБОРКА И СБОРКА УЗЛОВ ПОДВЕСКИ
Разборка. Если при ремонте подвески необходима полная разборка ее узлов, то это удобнее начать непосредственно на автомобиле, перед тем, как сжимать пружину подвески. Для чего:
- отогните лепестки стопорных пластин, выверните болты крепления суппорта и, отведя его в сторону, закрепите суппорт так, чтобы он не висел на шлангах;
Дальнейшую разборку проводят после снятия с автомобиля узла подвески, закрепив его на верстаке и действуя в следующем порядке:
- отверните все гайки 1 (рис. 11), снимите стопорные пластины и рычаг поворотного кулака; при этом освобождается кронштейн 2 крепления суппорта и защитный кожух 3 тормозного диска;
- отверните гайку крепления пальца верхнего шарнира, установите съемник 67.7801.9513 (рис. 12) между пальцами шаровых шарниров и, завертывая болт съемника, выпрессуйте палец верхнего шарнира из поворотного кулака;
- отверните гайку крепления пальца нижнего шарнира и установите между пальцем шарнира и упором 2 съемник67.7801.9513 (рис. 13) или А.47042 с распорной втулкой; завертывая винт съемника, выпрессуйте палец и снимите нижний рычаг с кулака.
Рис. 11. Узел подвески левого колеса, закрепленный на верстаке для разборки: 1 - гайки крепления рычага поворотного кулака, кронштейна крепления суппорта и защитного кожуха к поворотному кулаку; 2 - кронштейн крепления суппорта; 3 - защитный кожух тормозного диска
Сборка узлов передней подвески проводится в последовательности, обратной разборке. При этом:
- подшипники ступиц передних колес смажьте смазкой ЛИТОЛ-24, как указано в разделе "Замена смазки в подшипниках ступиц передних колес";
- перед сборкой шаровых шарниров рычагов подвески заложите в защитные чехлы смазку ШРБ-4 или ЛИТОЛ-24 в количестве, равном 1/3 объема чехла в свободном состоянии;
- гайки и болты крепления узлов и деталей подвески затягивайте моментами, указанными в приложении 1;
- после сборки подвески и установки ее на автомобиль следует "обмять" элементы подвески, совершив 15-20 км пробег, после которого обязательно проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.