Открыт 7 марта 2007 года
 
Главная
Почта
Форум
Главное меню
 ВАЗ-2101-2102
 ВАЗ-2105(2104)
 ВАЗ-2107,21047
 ВАЗ-2109
 ВАЗ-2110
 ВАЗ-2170
 ВАЗ-2123
 Классика
 Зубило
 Файлы
 Статьи
Автомобильные разделы:
Все модели ВАЗ
Все модели ГАЗ
Все модели АЗЛК
ВАЗ-2105
Добро пожаловать,
Пользователь:

Пароль:


Запомнить

[ ]
Новое на сайте
Тормозная система
Дaтa Среда 10 ноября 2010
Автор: Mihey список авторов
категория ВАЗ-2109 > Руководство по ремонту и обслуживанию

Тормозная система ВАЗ-2109


На автомобиле ВАЗ-2109 применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода тормозов обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой тормозной контур - левого переднего и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью. В гидравлический привод тормозов включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор давления задних тормозов 9. Стояночная тормозная система на автомобиле ВАЗ-2109 имеет привод на тормозные механизмы задних колес.


Тормозная система ВАЗ-2109

Увеличить

Схема тормозной системы автомобилей ВАЗ- 2109:
1 - тормозной механизм переднего колеса;2 - трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз;3 - главный тормозной цилиндр;4 - трубопровод контура правый передний-левый задний тормоз;5 - бачок главного тормозного цилиндра;6 - вакуумный усилитель тормозов;7 - тормозной механизм заднего колеса;8 - упругий рычаг привода регулятора давления тормозов;9 - регулятор давления тормозов;10 - рычаг привода регулятора давления тормозов;11 - педаль тормоза;А - гибкий шланг переднего тормоза;В - гибкий шланг заднего тормоза.



Вакуумный усилитель тормозов


Резиновая диафрагма 10 вместе с корпусом 21 клапана, делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную камеру А и атмосферную камеру В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя. Корпус 21 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 13. В корпусе клапана размещен шток 1 привода главного цилиндра тормозов с опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14, толкатель 15. При нажатии на педаль тормоза перемещаются толкатель 15, поршень 12, а вслед за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 14 в зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 10. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 1, который действует на поршень главного тормозного цилиндра. При отпущенной педали тормоза клапан отходит от своего корпуса, и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.


Вакуумный усилитель тормозов ВАЗ-2109

Увеличить

1 - шток;2 - уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра;3 - чашка корпуса усилителя;4 - регулировочный болт;5 - уплотнитель штока;6 - возвратная пружина диафрагмы;7 - шпилька усилителя;8 - уплотнительный чехол;9 - корпус вакуумного усилителя;10 - диафрагма;11 - крышка корпуса вакуумного усилителя;12 - поршень;13 - защитный чехол корпуса клапана;14 - воздушный фильтр;15 - толкатель;16 - возвратная пружина толкателя;17 - пружина клапана;18 - клапан;19 - втулка корпуса клапана;
20 - буфер штока;21 - корпус клапана;А - вакуумная камера;В - атмосферная камера;С, D - каналы



Привод регулятора давления тормозов


Регулятор давления тормозов регулирует на автомобиле ВАЗ-2109 давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Регулятор давления тормозов включен в оба контура тормозной системы, и через регулятор давления тормозов тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.


Регулятор давления тормозов 1 прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления тормозов. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 закреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном рычага задней подвески.


Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Таким образом, регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора давления тормозов.



Привод регулятора давления тормозов ВАЗ-2109

Увеличить

1 - регулятор давления тормозов;2,16 - болты крепления регулятора давления тормозов;3 - кронштейн рычага привода регулятора давления;4 - штифт;5 - рычаг привода регулятора давления тормозов;6 - ось рычага привода регулятора давления тормозов;7 - пружина рычага;8 - кронштейн кузова;9 - кронштейн крепления регулятора давления тормозов;10 - упругий рычаг привода регулятора давления;11 - серьга;12 - скоба серьги;13 - шайба;14 - стопорное кольцо;15 - палец кронштейна;А, В, С - отверстия



Регулятор давления тормозов


В регуляторе давления тормозов четыре камеры: А и D соединяются с главным тормозным цилиндром, В - с правым колесным цилиндром задних тормозов, С - с левым колесным цилиндром задних тормозов.


В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. "Привод регулятора давления тормозов") через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 , который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла, в результате чего образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры регулятора давления тормозов А и D сообщаются с камерами В и С.


При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть поршень из корпуса. Когда усилие давления жидкости превысит усилие упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах регулятора давления тормозов D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21.


Зависимость между значениями давления в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки. При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. "Привод регулятора давления тормозов") нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, т.е. момент касания головки поршня и уплотнителя 21 достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.


При отказе контура тормозов правый передний-левый задний тормоз уплотнительные кольца 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной тормозной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора давления тормозов такой же, как и при исправной тормозной системе.


При отказе контура тормозов левый передний-правый задний тормоз давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере С прекращается, т.е. регулятор давления тормозов в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого значения давления достаточно для надежной работы заднего тормоза.


В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.


Регулятор давления тормозов ВАЗ-2109

Увеличить

1 - корпус регулятора давления тормозов;2 - поршень;3 - защитный колпачок;4, 8 - стопорные кольца;5 - втулка поршня;6 - пружина поршня;7 - втулка корпуса;9, 22 - опорные шайбы;10 - уплотнительные кольца толкателя;11 - опорная тарелка;12 - пружина втулки толкателя;13 - кольцо уплотнительное седла клапана;14 - седло клапана;15 - уплотнительная прокладка;16 - пробка;17 - пружина клапана;18 - клапан;19 - втулка толкателя;20 - толкатель;21 - уплотнитель головки поршня;23 - уплотнитель штока поршня;24 - заглушка;A, D - камеры, соединенные с главным цилиндром;В, С - камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов;К, М, Н - зазоры;Е - дренажное отверстие.



Главный тормозной цилиндр с тормозным бачком


Главный тормозной цилиндр (рис. 5, 6) с последовательным расположением поршней. На корпусе главного тормозного цилиндра крепится тормозной бачок 13, в наливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.


Главный тормозной цилиндр с тормозным бачком ВАЗ-2109

Увеличить

Рис. 5.

1 - корпус главного тормозного цилиндра;2 - уплотнительное кольцо низкого давления;3 - поршень привода контура левый передний-правый задний тормоз;4 - распорное кольцо;5 - уплотнительное кольцо высокого давления;6 - прижимная пружина уплотнительного кольца;7 - тарелка пружины;8 - возвратная пружина поршня;9 - шайба;10 - стопорный винт;11 - поршень привода контура правый передний-левый задний тормоз; 12 - соединительная втулка; 13 - тормозной бачок: 14 - датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А - зазор


Рис. 6.

3 - поршень привода контура левый передний-правый задний тормоз;4 - распорное кольцо;5 - уплотнительное кольцо высокого давления;6 - прижимная пружина уплотнительного кольца;7 - тарелка пружины;8 - возвратная пружина поршня;А - зазор



Тормозной механизм переднего колеса


Тормозной механизм переднего колеса на автомобилях ВАЗ-2109 дисковый, с автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и тормозным диском, с плавающей скобой. Скоба образуется передним тормозным суппортом 3 (рис. 7) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9, которые установлены в отверстиях направляющей тормозных колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и управляющей тормозных колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4. В полости тормозного цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительной манжетой 7. За счет упругости манжеты поддерживается оптимальный зазор между тормозными колодками и тормозным диском. В вариантном исполнении на автомобили ВАЗ-2109 устанавливаются тормозные колодки с сигнализатором износа тормозных колодок.


Тормозной механизм переднего колеса ВАЗ-2109

Рис. 7.

1 - тормозной диск;2 - направляющая тормозных колодок;3 - тормозной суппорт;4 - тормозные колодки;5 - цилиндр;6 - поршень;7 - уплотнительная манжета;8 - защитный чехол направляющего пальца;9 - направляющий палец;10 - защитный кожух



Тормозной механизм заднего колеса


Тормозной механизм заднего колеса на автомобилях ВАЗ-2109 (рис. барабанный, с автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном тормозном цилиндре.


Тормозной механизм заднего колеса ВАЗ-2109

Рис. 8.

1 - гайка крепления ступицы;2 - ступица заднего колеса;3 - нижняя стяжная пружина тормозных колодок;4 - тормозная колодка;5 - направляющая пружина;6 - колесный тормозной цилиндр;7 - верхняя стяжная пружина;8 - разжимная планка;9 - палец рычага привода стояночного тормоза;10 - рычаг привода стояночного тормоза;11 - щит тормозного механизма



Задний колесный тормозной цилиндр


Основным элементом тормозного цилиндра заднего колеса является разрезная упорная манжета 9 (рис. 9), установленная на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25—1,65 мм. Упорные манжеты 9 вставлены в тормозной цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига манжеты по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. тормозных колодок. Когда из-за износа тормозных накладок зазор 1,25-1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис. 9) прижимается к буртику манжеты 9, вследствие чего упорная манжета сдвигается вслед за поршнем на величину износа тормозных накладок. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорной манжеты. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном.


Задний колесный тормозной цилиндр ВАЗ-2109

Рис. 9.

1 - упор тормозной колодки;2 - защитный колпачок;3 - корпус тормозного цилиндра;4 - поршень;5 - уплотнитель;6 - опорная тарелка;7 - пружина;8 - сухари;9 - упорная манжета;10 - упорный винт;11 - штуцер;А - прорезь на упорной манжете



Привод стояночной тормозной системы


Стояночная тормозная система на автомобилях ВАЗ-2109 с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2 (рис. 10), регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис. ручного привода задних тормозных колодок и разжимной планки 8.


Привод стояночной тормозной системы ВАЗ-2109

Увеличить

Рис. 10.

1 - кнопка фиксации рычага ручного тормоза;2 - рычаг привода стояночного тормоза;3 - защитный чехол;4 - тяга;5 - уравнитель троса;6 - регулировочная гайка;7 - контргайка;8 - трос;9 - оболочка троса



Датчик аварийного уровня тормозной жидкости


Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис. 11) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным кольцом 5, которое навинчивается на горловину тормозного бачка. Одновременно к торцу горловины поджимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фиксаторами, изготовленными на основании 3. Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика - неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости в тормозном бачке до предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации в комбинации приборов.


Датчик аварийного уровня тормозной жидкости ВАЗ-2109

Рис. 11.

1 - защитный колпачок; 2 - корпус датчика; 3 - основание датчика; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - зажимное кольцо; 6 - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втулка; 9 - поплавок; 10 - неподвижные контакты; 11 - подвижный контакт


Поиск



Информация сайта собрана в сети или прислана посетителями. Мы не гарантируем ее достоверность.
||