На автомобилях устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-55П или ее аналоги.
Батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, размещенных в отдельных отсеках общего корпуса (положительные и отрицательные свинцовые пластины разделены сепараторами). Отсеки заполнены электролитом - раствором серной кислоты в дистиллированной воде, плотностью 1,27-1,28 г/см3.
Техническая характеристика
Номинальное напряжение , В
12
Емкость при 20-часовом разряде и температуре электролита +25 °С , А . ч
Батарея (рис.5) - свинцово-кислотная, состоит из шести последовательно соединенных элементов по 2 В, размещенных в отдельных отсеках корпуса. На автомобилях "Жигули" могут устанавливаться аккумуляторные батареи, изготовляемые разными заводами. Они могут отличаться по конструкции и внешнему виду, но основные элементы устройства и характеристики у них одинаковые.
В каждом элементе батареи находится набор положительных и отрицательных пластин, разделенных микропористыми сепараторами из поливинилхлори-да. Пластины одинаковой полярности собраны в полублоки и приварены к бареткам, которые служат для крепления пластин и вывода тока. Из полублоков образованы блоки с чередованием разноименных пластин. Чтобы лучше использовать активную массу положительных пластин, их размещают в блоке между отрицательными. Поэтому положительных пластин в блоке всегда на одну меньше. Элементы батареи соединены между собой свинцовыми мостиками.
Электролитом служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При разряде батареи серная кислота взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца; при этом количество кислоты в электролите уменьшается, а его плотность понижается.
При заряде батареи происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца, а у отрицательных пластин - в губчатый свинец. При этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. Поэтому по плотности электролита можно судить о степени разряженности батареи.
При обслуживании аккумуляторной батареи следует проверить уровень и плотность электролита. Если уровень электролита понизился, доливаем дистиллированную воду или электролит в случае его утечки. При этом ориентируемся...
...по отметкам допустимого уровня электролита на корпусе аккумуляторной батареи или нижней кромке заливного отверстия.
Плотность измеряем ареометром. При этом учтите, что пока вода полностью не перемешается с электролитом, показания ареометра будут занижены.
Степень заряженности аккумуляторной батареи косвенно можно определить по напряжению на ее клеммах.
Напряжение аккумуляторной батареи , В
Степень заряженности ,%
12,6
100
12,0
75
11,6
50
11,3
25
10,5
0
Наружные поверхности батареи протираем ветошью, смоченной раствором питьевой соды или нашатырного спирта.
При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности. Систематически проверяйте надежность крепления клемм на выводах батареи. Для защиты от окисления смазывайте их любой смазкой.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности
Метод устранения
Разряд батареи при эксплуатации автомобиля
1. Проскальзывание ремня привода генератора
1. Отрегулируйте натяжение ремня
2. Чрезмерное загрязнение поверхности батареи
2. Очистите поверхность батареи
3. Повреждение изоляции в системе электрооборудования (ток разряда более 1 мА при отключенных потребителях)
3. Найдите место утечки тока и устраните повреждение
4. Подключение новых потребителей владельцем автомобиля сверх допустимых пределов
4. Отключите новые потребители электроэнергии
5. Неисправен генератор
5. Проверьте генератор
6. Загрязнение электролита посторонними примесями
б. Зарядите батарею, слейте электролит, промойте, залейте свежий электролит и снова зарядите батарею
7. Короткое замыкание между пластинами
7. Замените батарею
8. Уровень электролита ниже верхней кромки пластин
8. Восстановите нормальный уровень электролита
Электролит на поверхности батареи
1. Повышенный уровень электролита. приводящий к выплескиванию
1. Установите нормальный уровень электролита
2. Просачивание электролита через трещины в корпусе
2. Замените батарею
3. Кипение электролита из-за очень высокого напряжения генератора
3. Проверьте надежность соединения с "массой" корпуса регулятора напряжения и правильность присоединения к нему проводов; отрегулируйте или замешгге регулятор напряжения
4. Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатацни пластин
4. Замешгге батарею
ПРИВЕДЕНИЕ СУХОЗАРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
На автомобилях, выходящих с завода, установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом и заряженные.
В запасные части батареи могут поступать без электролита, сухозаряженные. Для приведения такой батареи в рабочее состояние необходимо удалить имеющиеся технологические пробки или герметизирующую ленту. Затем небольшой струей через воронку (стеклянную или из кислотоустойчивой пластмассы) залить в батарею электролит плотностью (приведенной к 25 °С) 1,27-1,28 г/см3 для районов с умеренным климатом или 1,22-1,24 г/см3 для тропиков. Операции приведения батареи в рабочее состояние должны выполняться при температуре окружающей среды (25±10) °С.
Выдержите батарею 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. Затем проверьте напряжение батареи без нагрузки.
Если напряжение батареи не менее 12,5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В, батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем.
При напряжении меньшем или равном 10,5 В аккумуляторная батарея бракуется.
В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно понизится. Поэтому, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль, необходимо довести уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.
Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если:
первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д.;
батарея хранилась более 12 месяцев с даты выпуска.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
Уровень электролита во всех элементах батареи должен находиться между линиями с метками "MIN" и "МАХ", нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. Не допускается эксплуатация батареи с уровнем электролита ниже линии с меткой "MIN".
Если меток "MIN" и "МАХ" на корпусе аккумуляторной батареи нет, то уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки сепараторов и не подниматься выше нижнего края заливной горловины 7 (рис.выше).
При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду.
Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи.
Если уровень выше нормы, то отсосите электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ РАЗРЯЖЕННОСТИ БАТАРЕИ
При отказе батареи в эксплуатации, а также при ее обслуживании необходимо проверять разряженность аккумуляторной батареи аккумуляторным ареометром. Одновременно необходимо замерять и температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку к показаниям ареометра, указанную в табл.3.
При температуре электролита выше 30 °С величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. Если температура электролита ниже 20 °С то величина поправки соответственно вычитается. Когда температура электролита в пределах 20- 30 °С поправка на температуру не вводится.
Таблица 3
ТЕМПЕРАТУРНАЯ ПОПРАВКА К ПОКАЗАНИЯМ АРЕОМЕТРА ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА
Температура электролита. °С
Поправка, г/см^
от -40 до -26
-0,04
от -25 до-11
-0,03
от -10 до +4
-0,02
от +5 до+19
-0,01
от +20 до +30
0,00
от+31 до+45
+0,01
Таблица 4
ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ 25 °С, Г/СМ3
Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе. С)
Время года
Полностью заряженная батарея
Батарея разряжена
на 25%
на 50%
Очень холодный (от -50 до -30)
Зима
1,30
1,26
1,22
Лето
1,28
1,24
1,20
Холодный (от -30 до -15)
Круглый год
1,28
1,24
1,20
Умеренный (от -15 до -8)
Круглый год
1,28
1,24
1,20
Теплый влажный (от 0 до +4)
Круглый год
1,23
1,19
1,15
Жаркий сухой (от -15 до +4)
Круглый год
1,2З
1,19
1,15
После определения плотности электролита в каждом элементе батареи, устанавливается степень ее разряженности по таблице 4. Батарею, разряженную более, чем на 25% зимой и более, чем на 50% летом, снимите с автомобиля и подзарядите.
Во время измерения плотности следите за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита, содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию, утечки тока и т.д.
Чтобы не получить неправильных результатов, не замеряйте плотность электролита:
если его уровень не соответствует норме;
если электролит слишком горячий или холодный; оптимальная температура при измерении плотности 15-27 °С;
после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемешается; если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;
после нескольких включений стартера. Надо подождать, чтобы установилась равномерная плотность электролита в элементе батареи;
при "кипящем" электролите. Следует переждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.
ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Снятую с автомобиля батарею аккуратно очистите, особенно ее верхнюю часть, проверьте уровень электролита и при необходимости доведите его до нормы.
Выверните все пробки банок и подсоедините провода зарядного устройства к клеммам батареи, соблюдая полярность, затем включите зарядное устройство.
Установите зарядный ток, равный 0,1 емкости батареи (для батареи емкостью 5 А·ч – 5,5 А; для батареи емкостью 65 А·ч – 6,5 А и т.д.). Во время зарядки периодически корректируйте величину зарядного тока.
Батарея заряжается силой тока 5,5 А при вывернутых пробках. Зарядка проводится до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течении 3 часов. Плотность электролита заряженной батареи при 25 °С должна соответствовать данным табл. 4 для каждого климатического района.
При заряде батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения свыше 40 °С. Если температура достигнет 40 °С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток либо прервите зарядку и дайте электролиту остыть до 27°С.
Если в течение двух часов плотность не меняется и началось бурное “кипение” электролита во всех элементах батареи, значит батарея полностью заряжена. Сначала выключите зарядное устройство, затем отсоедините провода от клемм батареи.
Замерьте плотность электролита во всех банках. Если она (определенная с учетом температурной поправки) больше нормы, отберите резиновой грушей часть электролита из банки и долейте такой же объем дистиллированной воды. Если плотность электролита меньше нормы, откачайте ареометром часть электролита и долейте столько же электролита плотностью 1,40 г/см3. После этого вновь подключите зарядное устройство и заряжайте батарею в течение 30 мин. Через 30 мин снова измерьте плотность электролита и при необходимости доведите ее до нормы, как указано выше.
Поиск
Информация сайта собрана в сети или прислана посетителями. Мы не гарантируем ее достоверность.