На автомобиле ВАЗ-2105 устанавливается карбюратор 2105-1107010 эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком. Имеет сбалансированную поплавковую камеру (рис. 2-81),
Рис. 2-81. Схема главной дозирующей системы карбюратора и эконостата (распылитель эконостата находится во второй камере карбюратора. На схеме он условно показан в первой камере):
две главные дозирующие системы, обогатительное устройство (эконостат) с пневмоприводом, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания, автономную систему холостого хода с экономайзером принудительного холостого хода (рис. 2-82) с электронным управлением по частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Рис. 2-82. Схема системы холостого хода карбюратора 2105-1107010:
1 - корпус дроссельных заслонок; 2 -дроссельная заслонка первой камеры; 3 - отверстия переходных режимов; 4 - регулируемое отверстие; 5 -канал подвода воздуха; 6 - игла экономайзера; 7 - корпус экономайзера принудительного холостого хода; 8 -крышка экономайзера; 9 - шланг, соединяющий экономайзер с пневмоклапаном; 10 - регулировочный винт количества смеси; 11 -регулировочный винт состава (качества) смеси; 12 - эмульсионный канал системы холостого хода; 13 - крышка корпуса карбюратора; 14 -воздушная заслонка; 15 - воздушный жиклер системы холостого хода; 16 - топливный жиклер системы холостого хода; 17 - топливный канал системы холостого хода; 18 - эмульсионный колодец; 19 - пневмоклапан; 20 -шланг, идущий к впускной трубе
Дроссельная заслонка второй камеры имеет пневматический привод (рис. 2-83), воздушная заслонка имеет диафрагменное пусковое устройство для запуска холодного двигателя (рис. 2-84). Ускорительный насос (рис. 2-85) диафрагменного типа, с механическим приводом подает топливо в первую камеру.
1 - жиклер пневмопривода, расположенный в диффузоре первой камеры; 2 - рычаг привода дроссельных заслонок; 3 - рычаг, жестко связанный с осью дроссельной заслонкой первой камеры; 4 - рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 5 - жиклер пневмопривода, расположенный в диффузоре второй камеры; 6 - рычаг, связанный с рычагом 9 через пружину; 7 - ось дроссельной заслонки второй камеры; 8 - шток пневмопривода; 9 - рычаг управления дроссельной заслонкой второй камеры; 10 - канал подвода разрежения в пневмопривода; 11 -втулка штока; 12 - пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры
Рис. 2-84. Схема пускового устройства карбюратора 2105-1107010:
1 - рычаг управления воздушной заслонкой; 2 - воздушная заслонка; 3 - воздушный патрубок первой камеры; 4 - тяга; 5 - шток пускового устройства; 6 - диафрагма; 7 - регулировочный винт; 8 - полость, сообщающаяся с задроссельным пространством; 9 - телескопическая тяга; 10 - рычаг привода дроссельных заслонок; 11 - сектор(усик); 12 - ось дроссельной заслонки первой камеры; 13 - рычаг на оси дроссельной заслонки первой камеры; 14 - рычаг, связанный с воздушной заслонкой
Производительность ускорительного насоса за 10 полных ходов, куб.см.
7 + 25%
Диаметр топливного жиклера эконостата, мм
-
1,50
Диаметр воздушного жиклера эконостата, мм
-
1,20
Диаметр эмульсионного жиклера эконостата, мм
-
1,50
Диаметр жиклера пневмопривода дроссельной заслонки второй ка меры, мм
1,20
1,00
Диаметр воздушного жиклера пускового устройства, мм
0,70
-
Расстояние поплавка от крышки карбюратора с прокладкой, мм
6,5 + 0,25
Чтобы владелец не нарушал заводской регулировки, на винты напрессованы ограничительные пластмассовые втулки, позволяющие поворачивать винты только наполоборота.
Если со втулками не удается отрегулировать содержание СО в отработавших газах, то вывертывая винты, сломайте головки втулок, выверните винты, снимите с них втулки и снова заверните винты в карбюратор.
Примечание. На заводе устанавливаются втулки синего, а на станциях технического обслуживания — красного цвета.
Регулировка холостого хода проводится на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90 — 95° С и масла 75 — 90° С) отрегулированными зазорами в механизме газораспределения и с правильно отрегулированным углом опережения зажигания.
Регулировку проводите в следующем порядке:
винтом 1 (см. рис. 2-86) установите по тахометру стенда частоту вращения коленчатого вала 820 — 900 .
винтом 2 добейтесь концентрации СО (Приведенной к 20° С и 1013 ГПа ( 760 мм рт. ст.)) в отработавших газах в пределах 0,5 — 1,2% при данном положении винта 1;
Расстояние между поплавком и прокладкой 10, прилегающей к крышке карбюратора (размер А), должно составлять 6,5±0,25 мм ; регулируется этот размер подгибанием язычка 8. При этом опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна к оси игольчатого клапана и не должна иметь зазубрин и вмятин.
Контроль выполняйте калибром 67.8151.9505. Крышку корпуса держите вертикально так, чтобы язычок 8 поплавка слегка касался шарика 5 игольчатого клапана 4, не утапливая его.
Величину максимального хода поплавка 8±0,25 мм регулируйте подгибанием упора 3. Оттяжная вилка 6 иглы клапана не должна препятствовать свободному перемещению поплавка.
При установке крышки карбюратора проверьте, не задевает ли поплавок за стенки поплавковой камеры.
Примечание. Проверять установку поплавка следует всегда при замене поплавка или игольчатого клапана; в последнем случае необходимо заменить также уплотни- тельную прокладку клапана.
Регулировка привода карбюратора
При полностью нажатой педали 16 (рис. 2-89)
Рис. 2-89. Привод управления карбюратором 210501107010:
дроссельная заслонка первой камеры должна быть полностью открыта и рычаг дроссельной заслонки не должен иметь дополнительного хода. При отпущенной педали дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта. Если этого нет, то согласовать положение педали и дроссельной заслонки можно изменением длины тяги 8, свертывая или навертывая ее наконечник.
Одновременно проверьте и при необходимости отрегулируйте длину тяги 6. Межцентровое расстояние ее наконечников должно быть 80 мм .
Тягу 3 привода воздушной заслонки и ее оболочку необходимо закрепить так, чтобы при полностью вытянутой рукоятке 1 заслонка была полностью закрыта, а при утопленной рукоятке — полностью открыта.
Снятие и установка карбюратора на автомобиле
Снимите воздушный фильтр.
Отсоедините от рычага привода дроссельной заслонки тягу 6 (см. рис. 2-89) и возвратную пружину 4. Отсоедините от карбюратора тягу 3 привода воздушной заслонки.
Отсоедините от карбюратора шланги. Конец шланга подвода топлива закройте пробкой, чтобы не допустить подтекания топлива.
Снимите карбюратор. Закройте заглушкой входное отверстие впускного трубопровода. Установку карбюратора выполняйте в обратном порядке. После установки отрегулируйте привод дроссельных заслонок карбюратора, а также холостой ход двигателя.
Разборка карбюратора
Снимите возвратную прижину 8 (рис. 2-90). Расшплинтуйте и отсоедините от рычага дроссельной заслонки первой камеры тягу связи с трехплечим рычагом 3.
Рис. 2-90. Вид на карбюратор 2105-1107010 со стороны привода дроссельных заслонок:
Отсоедините шток 9 пневмопривода от рычага привода дроссельной заслонки второй камеры.
Сжав лружину телескопической тяги 4, отсоедините ее от трехплечего рычага 3.
Вывернув винты крепления, отсоедините от корпуса карбюратора крышку с прокладкой, стараясь не повредить ее и поплавок.
Вывернув винты крепления, отсоедините от корпуса карбюратора корпус дроссельных заслонок, стараясь не повредить запрессованные в корпус переходные втулки топливо-воздушных каналов карбюратора и гнезда втулок. Осторожно отсоедините теплоизоляционную прокладку.
РАЗБОРКА КРЫШКИ КОРПУСА КАРБЮРАТОРА
Оправкой осторожно вытолкните ось поплавка 16 (рис. 2-91) из стоек (выталкивайте в сторону стойки с разрезом) и выньте ось плоскогубцами с гладкими губками. Стараясь не повредит язычки поплавка, снимите его с игольчатым клапаном 15.
Отсоедините от рычага оси 8 воздушной заслонки телескопическую тягу 7 и тягу 19 привода пускового устройства.
Отверните два винта крепления корпуса 6 пуско вого устройства и снимите его.
Отверните три винта крепления крышки 2 устройства и снимите крышку с регулировочным винтом 1 и пружиной 3. Снимите диафрагму 4.
РАЗБОРКА КОРПУСА ДРОССЕЛЬНЫХ ЗАСЛОНОК (рис. 2-92)
Рис. 2-92. Детали корпуса дроссельных заслонок карбюратора 2105-1107010:
1 - рычаг привода дроссельных заслонок; 2 - рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 3 - втулка; 4 - рычаг связи с воздушной заслонкой; 5 - рычаг, закрепленный на оси дроссельной заслонки второй камеры; 6 - пружина; 7 - рычаг, связанный с пневмоприводом; 8 - корпус дроссельных заслонок; 9 - возвратная пружина первой дроссельной заслонки; 10 - ось второй дроссельной заслонки; 11 - дроссельные заслонки; 12 - ось первой дроссельной заслонки; 13 - ограничительные втулки; 14 - винт регулировки состава смеси холостого хода; 15 - уплотнительное кольцо; 16 - прокладка; 17 - корпус экономайзера принудительного холостого хода; 18 - крышка экономайзера; 19 - винт регулировки количества смеси холостого хода; 20 - диафрагма экономайзера; 21 - игла экономайзера; 22 - седло иглы; 23 - кронштейн крепления микропереключателя; 24 - микропереключатель; 25 - золотник; 26 - пружина золотника; 27 - рычаг, закрепленный на оси первой дроссельной заслонки
Сломайте головки ограничительных втулок 13, выверните регулировочные винты 14 и 19 и удалите остатки втулок.
Отверните винты и снимите крышку 18 экономайзера принудительного холостого хода, диафрагму 20 с иглой 21, корпус 17 экономайзера и седло 22. Одновременно снимите кронштейн 23 с микропереключателем 24.
Отогните усик стопорной шайбы и отверните гайку крепления рычагов на оси заслонки первой камеры.
Снимите с оси заслонки первой камеры стопорную шайбу, рычаги 1,2,4,27 с шайбами и втулкой 3, а затем поджимную пружину 26 золотника и золотник 25.
Отверните гайку крепления рычагов на оси дроссельной заслонки второй камеры, снимите рычаги с шайбами и пружиной.
РАЗБОРКА КОРПУСА КАРБЮРАТОРА
Отверните два винта и снимите пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры. Отверните три винта крепления крышки 4 (рис. 2-93) пневмопривода и снимите ее, пружину и диафрагму 3 со штоком.
Выверните главные воздушные жиклеры 10 и 12, переверните корпус и, слегка постукивая по нему, вытряхните из колодцев эмульсионные трубки 11 и 13.
Отверните корпусы 6 и 18 жиклеров и выньте их вместе с жиклерами 5 и 17.
Отверните клапан-винт 9 и снимите распылитель 8 ускорительного насоса с прокладками, выверните регулировочный винт 16 ускорительного насоса.
Выньте малые диффузоры 7 и 22, выверните главные топливные жиклеры 14 и 15.
ОЧИСТКА И ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Топливный фильтр. Промойте фильтр в бензине и продуйте сжатым воздухом. Проверьте состояние фильтра и уплотняющего конического пояска пробки фильтра. Если фильтр или пробка повреждены, замените их новыми.
Поплавковый механизм. Промойте детали в ацетоне или в бензине. Поплавок не должен иметь повреждений и любых искажений форм. Масса поплавка должна составлять 11 — 13 г . На уплотняющих поверхностях игольчатого клапана и его гнезда не допускаются повреждения, нарушающие герметичность клапана. Клапан должен свободно перемещаться в своем гнезде, а его шарик свободно перемещаться и не зависать. Неисправные детали замените новыми.
Крышка карбюратора. Очистите от грязи и масла крышку и все отверстия и каналы. Промойте крышку в бензине или ацетоне и продуйте сжатым воздухом. Осмотрите уплотняющие поверхности крышки. Если обнаружены повреждения, замените крышку новой.
Пусковое устройство. Все детали пускового устройства очистите, промойте бензином и продуйте сжатым воздухом. Осмотрите детали, поврежденные замените.
Жиклеры и эмульсионные трубки. Очистите жиклеры и эмульсионное трубки от грязи и смолистых отложений. Промойте их ацетоном или бензином и продуйте сжатым воздухом.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не допускается прочищать жиклеры металлическими инструментами или проволокой, а также протирать жиклеры и другие детали карбюратора ватой, тканью или ветошью, так как ворсинки могут засорить топливо- эмульсионный тракт.
При сильном засорении можно очистить жиклеры иглой из мягкого дерева, смоченной ацетоном.
Корпус карбюратора. Очистите корпус от грязи и масла. Промойте корпус и его каналы бензином или ацетоном и продуйте сжатым воздухом. При необходимости каналы и эмульсионные колодцы очистите специальными развертками. Осмотрите уплотняемые поверхности корпуса, при их повреждении — замените корпус новым.
Ускорительный насос. Очистите детали насоса, промойте их и продуйте сжатым воздухом. Проверьте легкость перемещения шарика в клапане-винте 9 (см. , рис. 2-93) и состояние уплотняемых поверхностей и прокладок.
Проверьте легкость движения подвижных элементов насоса (рычага, ролика, деталей диафрагмы). Заедания не допускаются. Диафрагма должна быть целой, без деформаций. Поврежденные детали замените новыми.
Пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры. Очистите детали, промойте и продуйте сжатым воздухом. Проверьте состояние диафрагмы, она не должна иметь повреждений.
Корпус дроссельных заслонок и его детали. Очистите детали и промойте их бензином или ацетоном. Осмотрите детали, поврежденные замените.
СБОРКА КАРБЮРАТОРА
Карбюратор собирается в последовательности, обратной разборке. При-этом обращайте внимание на следующее:
• поплавок должен свободно поворачиваться на своей оси, не задевая за стенки камеры;
• игольчатый клапан должен свободно скользить в воем гнезде без перекосов и заеданий, а поводок клапана не должен препятствовать движению язычка поплавка.
Чтобы при сборке не перепутать местами жиклеры первой и второй камер, обращайте внимание на маркировку жиклеров и при их установке руководствуйтесь таблицей тарировочных данных, приведенной в начале главы.
Главные воздушные жиклеры 3 (см. рис. 2-81) имеют маркировку на верхней плоскости головки жиклера (например, «170»), которая обозначает диаметр отверстия жиклера ( 1,70 мм ).
У главных топливных жиклеров 11 цифры наносятся на боковой поверхности («107») и тоже обозначают диаметр отверстия жиклера ( 1,07 мм ).
Эмульсионные трубки 13 первой и второй камер у карбюратора данного автомобиля одинаковые. Однако на других моделях автомобилей они могут быть иными. Поэтому на цилиндрической поверхности, в нижней части трубок, наносятся цифры (например, « F 15»), которые обозначают номер тарировки трубки.
На малых диффузорах 18 также имеются цифры (например, «4,5»), обозначающие номер тарировки отверстия распылителя.
У топливных жиклеров холостого хода цифры выбиваются на цилиндрическом пояске (например, «50» или «60») и указывают диаметр отверстия (0,50 или 0,60 мм ).
Установка пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры. Присоединять шток 8 (см. рис. 2-83) к рычагу 6 на оси дроссельной заслонки второй камеры необходимо в следующем порядке:
• поверните дроссельную заслонку второй камеры в вертикальное положение;
• нажмите до упора на шток 8 пневмопривода и, удерживая втулку 11 от проворачивания, вывертывая или завертывая шток, отрегулируйте его длину так, чтобы отверстие в наконечнике штока 8 оказалось против штифта на рычаге 6;
• наденьте шток 8 на штифт рычага 6 и закрепите стопорной шайбой;
• закрепите шток 8 контргайкой, удерживая другим ключом втулку 11 от проворачивания.
РЕГУЛИРОВКИ И ПРОВЕРКИ КАРБЮРАТОРА ПОСЛЕ СБОРКИ
Положение дроссельных заслонок. Частичное открытие дроссельной заслонки первой камеры, при котором верхний усик рычага 3 (рис. 2-94а) соприкасается с рычагом 2, должно быть 6±0,1 мм . Этот размер можно отрегулировать подгибанием верхнего усика рычага 3.
а - частичное открытие дроссельной заслонки первой камеры; в - полное открытие дроссельных заслонок; 1 - рычаг на оси дроссельной заслонки второй камеры; 2 - рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 3 - рычаг, жестко связанный с осью дроссельной заслонки первой камеры; 4 - рычаг привода заслонок; 5 - дроссельная заслонка первой камеры; 6 - дроссельная заслонка второй камеры
Полное открытие дроссельных заслонок проверяется поворотом рычагов их привода в положение до упора. Величина максимального открытия дроссельной заслонки первой камеры (13±0,5 мм ) регулируется подгибанием нижнего усика рычага 3.
Величина максимального открытия дроссельной заслонки второй камеры (15±0,5 мм ) регулируется заворачиванием или отворачиванием штока пневмопривода.
Положение микропереключателя регулируется при открытой воздушной заслонке. Микропереключатель 3 (рис. 2-95) должен выключаться при повороте рычага 2 по часовой стрелке до упора. При повороте рычага 2 из исходного положения против часовой стрелки до упора в усик А рычага 1 микропереключатель должен включаться.
Рис. 2-95. Регулировка положения микропереключателя:
1 - рычаг, закрепленный на оси дроссельной заслонки первой камеры; 2 - рычаг привода дроссельных заслонок; 3 - микропереключатель; А - усик рычага 1
Для регулировки момента включения и выключения микропереключателя ослабьте винты его крепления к кронштейну и поверните относительно верхнего винта в требуемое положение. Затем затяните винты крепления.
Пусковое устройство. При повороте рычага 1 (рис. 2-96) против часовой стрелки до упора воздушная заслонка должна быть полностью закрыта. Причем в этом положении рычага конец тяги 3 должен находиться в конце паза штока 4 пускового устройства, но при этом не передвигатьшток. Это требование выполняется подгибанием тяги 3.
Рис. 2-96. Регулировка привода пускового устройства карбюратора2105-1107010:
При полностью закрытой воздушной заслонке дроссельная заслонка первой камеры должна быть приоткрыта на 0,7- 0,8 мм (зазор С — расстояние между заслонкой и стенкой камеры в месте переходных отверстий системы холостого хода). Этот зазор регулируется подгибанием тяги 7.
Полностью закрытая воздушная заслонка должна открываться на 5 (+0,5) мм (зазор В) штоком пускового устройства при перемещении его вручную вправо до упора. Эта величина регулируется винтом 5.
Подача топлива ускорительным насосом проверяется за десять полных ходов (поворотов) рычага 4 (см. рис. 2-94) привода дроссельных заслонок. Топливо, вышедшее из распылителя насоса за эти десять ходов, собирается в мензурку. Объем его должен быть 5,25-8,75 куб.см .
Перед началом проверки сделайте десять пробных ходов рычагом для заполнения каналов ускорительного насоса.
Герметичность игольчатого клапана проверяется на стенде, который обеспечивает подачу топлива к карбюратору под давлением 30 КПа ( 3 м вод. ст.). После установки уровня топлива в контрольной пробирке стенда падение его не допускается в течение 10-15 с. Если уровень топлива в пробирке понижается, то это указывает на утечку топлива через игольчатый клапан.
Проверка экономайзера. Проверьте работоспособность экономайзера, для чего на работающем двигателе отсоедините провода от пневмоклапана. Двигатель должен заглохнуть.
Проверьте герметичность диафрагмы экономайзера, подав в штуцер экономайзера воздух под давлением 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ). В течение 10 с падение давления не допускается.
Проверка пневмоклапана. Включите зажигание и вольтметром или контрольной лампой проверьте, есть ли напряжение на штекерах пневмоклапана. Проверьте работоспособность, отсоединяя и присоединяя провода к штекерам пневмоклапана. При срабатывании клапана должен прслушиваться характерный щелчок.
Запустите двигатель и отсоедините провода от пневмоклапана. Двигатель должен заглохнуть.
Клапан должен быть герметичным при подаче воздуха с избыточным давлением 0,085 МПа (0,85 кгс/см 2 ) к немаркированному штуцеру или при подаче разрежения 0,085 МПа (0,85 кгс/см 2 ) к штуцеру «1». Штуцер «2» при проверке герметичности заглушите.
При подаче разрежения 0,085 МПа (0,85 кгс/см 2 ) в штуцер «1» клапан должен открываться при подводе напряжения электрического тока 12 В и закрываться при снятии напряжения.
Потребляемая сила тока при напряжении 12 В — 0,375 А. Минимальное напряжение срабатывания при температуре от -40 до 100° С, разрежении на штуцере «1» 0,085 МПа (0,85 кгс/кв.см ) или избыточном давлении на немаркированном штуцере 0,085 МПа (0,85 кгс/кв.см ), при закрытом штуцере «2» должно быть 9 В.
Проверка микропереключателя. Отсоедините провода от микропереключателя и с помощью омметра или контрольной лампы мощностью не более 5 Вт с батареей проверьте работоспособность микропереключателя, нажимая и отпуская его рычажок. При нажатии на рычажок контакты микропереключателя должны размыкаться (контрольная лампа должна гаснуть). При свободном рычажке контакты микропереключателя должны быть замкнуты (контрольная лампа горит).
Проверьте установку микропереключателя, как указа но выше, и при необходимости отрегулируйте ее.
Проверка блока управления пневмоклапаном описана в разделе «Электрооборудование».