Деформация верхних и нижних рычагов определяется на приспособлении А.95716.
Нижний рычаг устанавливайте так, чтобы оправка 1 (рис. 14) для центровки сочленялась с конусом пальца шарового шарнира рычага, а установочные пальцы приспособления входили в отверстия 3 оси рычага.
Рис. 14. Проверка левого нижнего рычага: 1 - оправка для центровки шарового шарнира; 2 - нижний рычаг; 3 - отверстие для установочных пальцев приспособления А.95716; 4 - приспособление А.95716 для проверки рычагов
Оправка для центровки должна входить соответственно в правое или центральное отверстие приспособления в зависимости от того, какой рычаг проверяется, правый или левый.
Признаком деформации рычага является невозможность введения без усилия пальцев приспособления в отверстия 3 оси рычага, а также плохое сочленение оправки 1 с конусом пальца шарового шарнира.
Верхний рычаг устанавливайте на приспособление (рис. 15) в перевернутом положении так, чтобы оправка для центровки 2 точно совпадала с хвостовиком пальца шарового шарнира 1, а палец 4 проходил в отверстия резинометаллических шари-ров рычага.
Величина деформации рычага определяется по трудности ввода пальца 4 в отверстия шарниров рычагов и по плохому сочленению конического гнезда оправки 2 с конической поверхностью пальца шарового шарнира 1. Палец 4 должен входить в отверстия шарниров без особого усилия.
При небольшой деформации рычаги правят, а при большой - заменяют.
Убедитесь в сохранности грязезащитных чехлов шаровых шарниров. Разрывы, трещины, отслоения резины от металлической арматуры, следы утечки смазки - недопустимы.
Проверьте, нет ли износа рабочих поверхностей шаровых шарниров, поворачивая вручную шаровой палец. Свободный ход пальца или его заедание недопустимы.
Более точная проверка состояния верхнего шарового шарнира по величине радиального и осевого зазора проводится на приспособлении 02.8701.9502. Для этого установите шаровой шарнир 1 (рис. 16А) в гнездо приспособления и зажмите его винтом. Установите в кронштейн приспособления индикатор 2 так, чтобы его ножка упиралась в боковую поверхность корпуса шарнира, а стрелка индикатора стояла на нуле.
Установите динамометрический ключ 3 в верхнее гнездо приспособления и, приложив к нему момент 196 Н·м (20 кгс·м) в обе стороны, определите по индикатору 2 суммарный радиальный зазор в шаровом шарнире. Если он превышает 0,7 мм - шарнир замените новым. Аналогично проверяется осевой зазор в шаровом шарнире, предварительно изменив его крепление в приспособлении, какуказанонарис. 16В. Осевой зазор в шаровом шарнире допускается не более 0,7 мм.
Признаки, при которых необходимо заменять резинометаллические шарниры описаны в главе "Определение состояния деталей передней подвески". Порядок замены следующий:
Нижний рычаг установите на оправку 3 (рис.17) и пуансоном пресса нажмите на ось 1 рычага до выпрес-совки шарнира 2 из отверстия. Для выпрессовки второго шарнира переверните рычаг и повторите операцию.
Запрессовка шарниров нижних рычагов выполняется с помощью распорной втулки А.74177/2 (рис. 18), зажатой в тисках, и приспособления А.74177/1. Рычаг с осью установите на приспособление 2, наденьте на ось шарнир и запрессуйте его в гнездо рычага при помощи приспособления 3 (А.74177/1). Затем повторите вышеописанные операции для запрессовки второго шарнира с другой стороны рычага.
Верхний рычаг. Для выпрессовки шарниров установите приспособление А.47046 (рис. 19) на рычаге так, чтобы головка винта приспособления была направлена внутрь. Завертыванием винта приспособления выпрессуйте шарнир 2.
Для запрессовки вставьте шарнир в гнездо рычага и установите приспособление А.47046 (рис. 20) в комплекте с колпачком 3. Завертывая винт приспособления, запрессуйте шарнир в гнездо рычага.
Поворотные кулаки
Для проверки установите поворотный кулак на калибре А.96008 (рис. 21), зажатом в тисках так, чтобы поверхность его под сальник ступицы колеса совпала с отверстием калибра. Введите два боковых установочных пальца калибра в отверстия кулака. Если введение пальцев требует некоторого усилия, значит кулак деформирован и его необходимо заменить новым.
Тщательно осмотрите пружины. Если будут обнаружены деформации, которые могут стать причиной нарушения работоспособности, замените пружины новыми.
Трехкратно обжав пружину до соприкосновения витков, проверьте ее упругую характеристику по контрольным точкам (рис. 22).
Примечание. По длине под нагрузкой 4413 Н (450 кгс) пружины разделяются на две группы: А - длиной больше 232 мм и В - длиной равной или меньше 232 мм. Пружины группы А маркируются желтой краской, А группы В - зеленой на наружной стороне витков.
Проверьте техническое состояние изолирующих прокладок и замените их, если они имеют повреждения.
Штанга стабилизатора
Проверьте, не деформирована ли штанга и находятся ли ее концы в одной плоскости; если деформация незначительная, то выправьте штангу, при значительной деформации штангу замените.
Рис. 22. Основные данные для проверки пружин передней подвески
Проверьте сохранность подушек в кронштейнах крепления к кузову и к нижним рычагам подвески; при износе замените подушки.
Поперечина передней подвески
Для проверки установите поперчину на приспособлении (рис. 23) так, чтобы штыри совпали с отверстиями поперечины. Наверните на концы двух болтов поперечины контрольные втулки 3 приспособления.
Отверстия 5 приспособления и находящиеся против них болты поперечины должны быть соосы.
Признаки деформации поперечины - невозможность ввода без усилия штырей приспособления в отверстия поперечины, несоосность болтов поперечины с втулками 3 приспособления. При выявлении деформации, которая не может быть устранена правкой, замените поперечину.
Рис. 23. Проверка поперечины передней подвески: 1 - отверстия на поперечине под установочные штыри приспособления; 2 - поперечина; 3 - контрольные втулки приспособления; 4 - приспособление A.78124/R; 5 - контрольные отверстия установки болтов на поперечине
ЗАМЕНА РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ШАРНИРОВ РЫЧАГОВ НА АВТОМОБИЛЕ
Необходимость замены резинометаллических шарниров определяется по признакам, указанным выше, в главе "Определение состояния деталей передней подвески".
Заменять шарниры можно как непосредственно на автомобиле, так и на рычагах, снятых с автомобиля (описано в главе "Проверка технического состояния и ремонт").
Замена резинометаллических шарниров нижних рычагов производится в следующем порядке.
Поставьте автомобиль на смотровую канаву или подъемник и вывесьте переднюю часть автомобиля со стороны, где будет производиться замена. Снимите колесо.
Отвернув гайку, выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги съемником А.47052 и отведите свободный конец боковой тяги назад.
Отверните гайки крепления нижнего рычага подвески к оси и снимите шайбы с обоих концов оси.
Установите стакан 3 (рис. 24) приспособления 02.7823.9500 на полку рычага 4 и наверните винт 1 на конец оси 6.
Удерживая винт 1 воротком и вращая гайку 2, сдвиньте проушины рычага с наружной обоймы шарнира. Снимите приспособление и выпрессованный шарнир 5 с оси рычага.
Придавая ломиком или монтажной лопаткой проушине рычага положение, концентричное с осью рычага, вставьте новый шарнир в отверстие рычага и наденьте на ось.
Наденьте на конец оси кольцо 2 (рис. 25) приспособления 02.7823.9501 и вставьте упор 5 между полкой 4 и ближайшей гайкой крепления оси к поперечине передней подвески.
Вращая гайку 1 и придерживая упор 5, запрессуйте новый шарнир 3 в проушину рычага. Снимите приспособление, установите шайбу и гайку крепления рычага к оси. Гайку не затягивайте.
Аналогично заменяются другие резинометалли-ческие шарниры нижних рычагов подвески.
После замены шарниров соедините рулевую тягу с рычагом поворотного кулака, затяните и зашплинтуйте гайку шарового пальца рулевой тяги, установите и закрепите колесо.
Замена резинометаллических шарниров верхних рычагов подвески производится с помощью приспособления А.47046 таким же способом, как и на снятых рычагах (см. рис. 19 и 20) в следующем порядке.
Отверните гайку оси верхнего рычага и, вынув ось, разверните рычаг проушинами наружу.
Установите на рычаге стакан 3 (рис. 26) приспособления А.47046 с гайкой 2 и болтом 1 головкой внутрь рычага. Вращая гайку 2, выпрессуйте шарнир, снимите приспособление и шарнир.
Вставьте новый шарнир в проушину рычага, установите приспособление А.47046 так, чтобы головка болта 1 (рис. 27) была направлена наружу и под головкой находилось кольцо 2 приспособления А.47046. Вращая гайку 6, запрессуйте шарнир и снимите приспособление.
Аналогично заменяются другие шарниры верхних рычагов передней подвески.
После замены шарниров поверните верхний рычаг проушинами к стойке передка, надвиньте его на стойку, вставьте ось верхнего рычага, установите шайбу и гайку оси, не затягивая ее окончательно.
Установите колеса, опустите автомобиль и затяните гайки осей рычагов. Перед затягиванием гаек выполните все операции, описанные ранее (см. "Установка подвески на автомобиль").
После замены резинометаллические шарниры следует "обмять", совершив пробный выезд на 15-20 км, и в обязательном порядке проверить, а при необходимости отрегулировать углы установки колес.