Пособие по ликвидации элементарной "карбюраторной" безграмотности
Дaтa Суббота 09 Июнь 2007 Автор: Vovan категория Статьи
Карбюратор и его системы
Карбюратор - сложный и точный прибор. Его задача - обеспечение смешения в определенных пропорциях воздуха и топлива, обеспечение удовлетворительной работы двигателя на всех режимах (пуск холодного двигателя, работа на холостом ходу, разгон, резкое ускорение автомобиля и т.д.). Разработка, изготовление макетных и опытных образцов, а также их доводка - длительный и трудоемкий процесс.
Длительность доводки карбюратора объясняется тем, что из всех возможных вариантов нужно выбрать один оптимальный, который обеспечил бы автомобилю хорошую динамику, экономичность и низкую токсичность. Надо добавить, что эти показатели находятся в сложной зависимости друг от друга.
Производство карбюратора требует применения точного и высокопроизводительного оборудования. Некоторые детали изготовляются на прецизионном (высокоточном) оборудовании. Некоторые детали проходят 100%-ный пооперационный контроль. Полностью изготовленные карбюраторы проходят окончательную проверку на технологических автоматических безмоторных вакуумных установках.
В общем, разборка и изготовление макетных и опытных образцов карбюраторов, их доводка и испытания, а затем подготовка производства и массовый выпуск - дело очень сложное и очень ответственное. Этой работой занимаются профессионалы высочайшей квалификации, влюбленные в свою работу и гордые тем, что их специальность уникальна. Таких специалистов у нас в СНГ не более пятидесяти. В этом деле не должно быть ошибки. После начала массового производства ошибка может иметь далеко идущие последствия. Такой ошибкой был карбюратор К126-1107010 с параллельным открытием дроссельной заслонки, предназначенной для двигателя автомобиля "Москвич-408" (кстати, первый двухкамерный карбюратор на легковой двигатель). Последствия этой ошибки ощущаются до сих пор на двигателе "Москвича-412": очень плохо распределяется смесь по цилиндрам, так как первая камера расположена ближе к двигателю.
Переходя к рассмотрению карбюратора, начнем с детали, которую, по бытующему мнению, можно изготовить самостоятельно (кустарным способом), -- с жиклера.
Рис. 2. Главные топливные жиклеры карбюраторов: а - карбюраторы 2101, 2103, 2105 и 2107; б - карбюратор 2108.
На рис. 2а изображена проточная часть главного топливного жиклера карбюраторов 2101, 2103, 2105 и 2107.
На рис. 2б показана проточная часть главного топливного жиклера карбюратора 2108. Обратите внимание, какое совершенство! Какая точность и чистота поверхности отверстия! С какой точностью выполнены его диаметр и длина! А чего стоят закругленные радиусом вход и выход! Теперь ответьте, пожалуйста, можно ли такое чуда "ковырять" сверлом или заменять его "самопалом"?!
Так вот, оказывается, такая чистота, точность и длина калибровочного отверстия необходимы для заданной пропускной характеристики жиклера, которая обеспечивает нужную характеристику карбюратора.
Еще несколько слов о жиклерах. Допустим (а это часто бывает при переборке), перепутаны местами главные топливные жиклеры первой и второй камер. В карбюраторе 2106 в первой камере главный топливный жиклер имеет диаметр 1,3 мм , а во второй камере - 1,4 мм ; разница площадей сечения составляет 16%. Площади сечений главных топливных жиклеров карбюратора 2105 диаметрами 1,07 и 1,62 мм соотносятся как 1:2,31, т.е. разница составляет 231%! Стоит перепутать их местами и получим полный отказ карбюратора в работе.
Стоит перечислить все главные топливные жиклеры карбюраторов производства Димитровоградского автоагрегатного завода (ДААЗ), применяемые на автомобилях "Жигули" (кроме 2108) и "Москвич": 107; 109; 112; 120; 125; 128; 130; 135; 140; 150; 157; 162. Здесь и далее обозначение каждого жиклера представляет собой его диаметр в миллиметрах, умноженный на 100. Обратите внимание, что между жиклерами 107 и 109, а также между жиклерами 128 и 130 разница всего 0,02 мм . Их делают не зря. Эти "сотки" очень сильно влияют на производительность жиклеров.
А что же получается с топливными жиклерами холостого хода? Такие жиклеры сейчас выпускают трех типов: 45, 50, 60 (размеры 0,45; 0,50; 0,60 мм ). Соотношение площадей их сечений составляет 1:1,23:1,7.
В табл. 2 показаны параметры всех карбюраторов производства ДААЗа для двигателей ВАЗ.
Таблица 2. Параметры карбюраторов производства ДААЗа.
Обозначение карбюратора
Двигатель ВАЗ
Распылитель смеси I камеры
Распылитель смеси II камеры
Обозначение
Маркировка
Обозначение
Маркировка
2101-1107010
2101-1107010-02
2101; 21011
2101-1107410
4,5
2101-1107410
4,5
2101-1107010-03
2101; 21011
2101-1107410-10
4,0
2101-1107410
4,5
2101-1107010-30
2101; 21011
2101-1107410-10
4,0
2101-1107410-10
4,0
2103-1107010
2103; 2106
2101-1107410
4,5
2101-1107410
4,5
2103-1107010-01; 2106-1107010
2103; 2106
2101-1107410-10
4,0
2101-1107410-10
4,0
2105-1107010-10
2101; 21011
2105-1107410
3,5*
2101-1107410
4,5
2105-1107010; 2105-1107010-20
2101; 21011; 2105
2105-1107410
3,5*
2101-1107410
4,5
2107-1107010; 2107-1107010-20
2103; 2106
2105-1107410
3,5*
2107-1107410
4,5*
2107-1107010-10
2103; 2106
2105-1107410
3,5*
2107-1107410
4,5*
2108-1107010
2108
2108-1107410
2108-1107410
---
* Распылитель со штифтом.
Для правильного пользования этой таблицей необходимо знать разницу между распылителями 4,5; 4,0 и 3,5 (рис. 3). Помимо конструктивных различий каждый из распылителей имеет разную площадь щели мм 2 . Эти площади эквивалентны площади круга диаметром соответственно 4,5; 4,0 и 3,5 мм . Можно проверить по формуле площади круга.
Если внимательно изучать таблицу, выявится одна закономерность. Для всех вазовских двигателей во всех модификациях карбюраторов 2101, 2103 и 2106 в первой камере применяют только два варианта сочетаний распылителей смеси и жиклеров, т.е. если в первой камере установлен распылитель смеси 4,5, то применяют главный топливный жиклер 135 и главный воздушный жиклер 170. А если распылитель смеси в первой камере 4,0, то используют главный топливный жиклер 130 и воздушный жиклер 150. Это очень важно знать тем, кто пользуется ремонтными комплектами.
Рис. 3. Конструкции распылителей смеси: а - распылитель 4,5; б - распылитель 4,0; в - распылитель 3,5.
Маркировка жиклеров
Обозначение карбюратора
Топливный главной системы
Воздушный главной системы
Топливный холостого хода
Воздушный холостого хода
Жиклер ускорит. насоса
I кам.
II кам.
I кам.
II кам.
I кам.
II кам.
I кам.
II кам.
топл.
перепускной
2101-1107010
135
135
170
190
45
60
180
70
40
40
2101-1107010-02
130
130
150
190
50
45
170
170
40
40
2101-1107010-03; 2101-1107010-30
130
130
150
200
45
60
170
70
40
40
2103-1107010
135
140
170
190
50
80
170
70
50
40
2103-1107010-01; 2106-1107010
130
140
150
150
45
60
170
70
40
40
2105-1107010-10
109
162
170
170
50
60
170
70
40
40
2105-1107010; 2105-1107010; 2105-1107010-20
107
162
170
170
50
60
170
70
40
40
2107-1107010; 2107-1107010-20
112
150
150
150
50
60
170
70
40
40
2107-1107010-10
125
150
190
150
50
60
170
70
40
40
2108-1107010
97,5
97,5
165
125
42±3
50
170
120
35/40
---
Маркировка жиклеров
Обозначение карбюратора
Жиклер эконостата
Жиклер пневмопривода
Жиклер демпфирующий пускового устройства
Приоткрытие дроселя при запуске (размер А), мм
Приоткрытие воздушной заслонки пусковым устройством (размер Б), мм
Уровень топлива в поплавковой камере, мм
2101-1107010
150
90
170
--
--
70
0,75-0,85
7±0,25
7±0,25
2101-1107010-02
150
90
170
--
--
70
0,75-0,85
7±0,25
7±0,25
2101-1107010-03; 2101-1107010-30
150
120
150
--
--
70
0,75-0,85
7±0,25
6,5±0,25
2103-1107010
180
120
160
--
--
70
0,8-0,9
7±0,25
7±0,25
2103-1107010-01; 2106-1107010
--
--
--
--
--
70
0,8-0,9
7±0,25
6,5±0,25
2105-1107010-10
150
120
150
120
100
70
0,7-0,8
5±0,5
6,5±0,25
2105-1107010; 2105-1107010-20
150
120
150
120
100
70
0,5-0,8
5±0,5
6,5±0,25
2107-1107010; 2107-1107010-20
150
120
150
150
120
70
0,9-1,0
5,5±0,25
6,5±0,25
2107-1107010-10
150
120
150
150
120
70
0,9-1,0
5,5±0,25
6,5±0,25
2108-1107010
60
--
--
--
--
--
0,85
3±0,2 (низ)
25,5±1,0 (остаток)
Поверьте мне на слово, хорошие результаты по экономичности, динамике и токсичности можно получить только тогда, когда карбюратор точно соответствует приведенной таблице. Экспериментировать ни к чему, зря потратите время!
Несколько слов о взаимозаменяемости карбюраторов для разных двигателей.
Карбюраторы 2101 (снят с производства) всех модификаций и карбюраторы 2105-1107010-10 предназначены только для двигателей 2101 и 21011, на которых установлены распределители зажигания первого выпуска (без вакуум-корректора).
Карбюратор 2105-1107010-20 устанавливается на двигатели 2101 и 21011 последнего выпуска (распределители зажигания снабжены вакуум-корректором).
Карбюратор 2105-1107010 применяют на двигателях 2101, 21011 и 2105, установленных только на автомобилях ВАЗ-2105.
Карбюраторы 2103 и 2106 (сняты с производства) предназначены только для двигателей 2103 и 2106, на которых установлены распределители зажигания первого выпуска (без вакуум-корректора).
Карбюратор 2107-1107010-20 устанавливают на двигатели 2103 и 2106 последнего выпуска (распределители зажигания снабжены вакуум-корректором).
Карбюратор 2107-1107010 применяют на двигателях 2103 и 2106, установленных только на автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.
Карбюратор 2107-1107010-10 устанавливают на двигатели 2103 и 2106 с распределителем зажигания первого выпуска (без вакуум-корректора).
Карбюраторы, идущие на двигатели 2101, 21011 и 2105, недопустимо применять на двигателях 2103 и 2106 и наоборот.
Теперь пора перейти к устройству карбюратора. Мне почему-то кажется, что полная схема карбюратора приведет Вас, уважаемые читатели, в изумление и начисто отобьет охоту в ней разбираться. Поэтому я решил расчленить схему по системам. Каждая система в виде конструктивной схемы будет подробно описана с точки зрения ее устройства, регулировки и ремонта. Такой метод я считаю более правильным, так как в случае какой-либо неисправности Вы будете знать, что потребуется разбирать, а что оставить в покое. Автор решительно против лишней разборки.
Карбюратор состоит из следующих систем:
1) механизм поддержания постоянного уровня топлива;
2) системы обеспечения пуска и прогрева двигателя;
3) системы холостого хода и переходной системы второй камеры;
4) ускорительного насоса;
5) главной дозирующей системы;
6) системы эконостата.
В такой последовательности и надо рассматривать устройство карбюратора, так как это примерно соответствует очередности работы систем.
В заключение следует добавить, что все системы обеспечиваются топливом через главные топливные жиклеры (т.е. последовательно), кроме ускорительного насоса и эконостата. Переходная система второй камеры получает топливо как через главный топливный жиклер, так и непосредственно из поплавковой камеры (т.е. параллельно) в зависимости от модификации карбюратора.