Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в камерах сгорания двигателя искровым разрядом в соответствии с очередностью работы его цилиндров.
Автомобили ВАЗ-2107, -21047 комплектуются контактной (классической) системой зажигания. Часть автомобилей может быть оснащена бесконтактной системой зажигания.
Возможные неисправности
Причина неисправности
Метод устранения
Двигатель не запускается
1. Ток не проходит через контакты прерывателя:
1. Проделайте следующее:
- загрязнены, окислены или пригорели контакты прерывателя: увеличенный зазор между контактами:
- зачистите контакты и отрегулируйте зазор между ними;
- ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения, обрыв в проводах или замыкание их с массой:
- проверьте провода и их соединения: поврежденные провода замените:
- неисправен выключатель зажигания (не замыкаются контакты "30 1" и "15") или реле зажигания;
- проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания или реле зажигания;
- пробит конденсатор;
-замените конденсатор;
- обрыв в первичной обмотке катушки зажигания
- замените катушку зажигания
2. Не размыкаются контакты прерывателя:
2. Проделайте следующее:
- нарушена регулировка зазора между контактами прерывателя:
- отрегулируйте зазор между контактами:
- сильно изношена текстолитовая колодка пли втулка рычажка прерывателя;
- замените контактную группу;
- вышел из строя подшипник подвижной пластины прерывателя
- замените подшипник или распределитель зажигания
3. Не подается высокое напряжение к свечам зажигания:
3. Проделайте следующее:
- неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения; провода сильно загрязнены пли повреждена их изоляция;
- проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода;
- износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке распределителя зажигания:
- проверьте и. при необходимости, замените контактный уголек;
- утечка тока через трещины или прогары в крышке пли роторе распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки
- проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины;
- перегорание резистора в роторе распределителя зажигания
- замените резистор;
- повреждена катушка зажигания
- замените катушку зажигания
4. Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме
4. Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами
5 . Повреждены свечи зажигания (трещина на 1гзоляторе)
5. Замените свечи новыми
6. Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки распределителя зажигания
6. Присоедините провода в порядке зажигания 1- 3-4-2
7. Неправильная установка момента зажигания
7. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
8*. На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика:
8*. Проделайте следующее:
- обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором:
- проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените;
- неисправен бесконтактный датчик
- проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените
9*. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:
9*. Проделайте следующее:
- обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с реле или катушкой зажигания;
- проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените:
- неисправен коммутатор
- проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
1. Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя
1. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
2. Большой зазор между электродами свечей зажигания
2. Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами
3. Малый зазор между контактами прерывателя
3. Отрегулируйте зазор между контактами
Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала
3. Большой износ втулки подвижного контакта прерывателя
3. Проверьте, замените контактную группу
4*. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме
4*. Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените
Неисправности, относящиеся к бесконтактной системе зажигания
УСТАНОВКА МОМЕНТА ЗАЖИГАНИЯ
Метки для установки момента зажигания: 1 - метка опережения зажигания на 10°; 2 - метка опережения зажигания на 5°; 3 - метка опережения зажигания на 0°; 4 - метка ВМТ на шкиве коленчатого вала
Для проверки момента зажигания имеется три метки 1, 2 и 3 (рис) на крышке механизма газораспределения и метка 4 на шкиве коленчатого вала, соответствующая ВМТ поршня в первом и четвертом цилиндре при совпадении с меткой 4 на крышке.
Начальные углы опережения зажигания для различных двигателей и применяемых бензинов указаны в приложении 3.
Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа, действуя в следующем порядке:
- соедините зажим "плюс" стробоскопа с клеммой "плюс" аккумуляторной батареи, зажим массы - с клеммой "минус" аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра;
- обозначьте мелом для лучшей видимости метку 4 на шкиве коленчатого вала. Запустите двигатель и прогрейте его, чтобы он работал на минимальных оборотах холостого хода;
- направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив и проверьте соответствует ли положение метки 4 шкива значениям угла опережения зажигания, указанным в приложении 3.
Для регулировки момента зажигания остановите двигатель, ослабьте гайку крепления распределителя зажигания и поверните его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке. Затем снова проверьте установку момента зажигания.
Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, руководствуясь инструкцией на стенд.
Снятый с двигателя распределитель зажигания устанавливайте на место в следующем порядке:
- снимите крышку с распределителя зажигания, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между контактами прерывателя;
- поверните коленчатый вал до начала такта сжатия в первом цилиндре, а затем продолжая поворачивать коленчатый вал, совместите метку 4 с меткой 2;
- поверните ротор в такое положение, при котором его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра на крышке распределителя;
- удерживая вал распределителя от проворачивания, вставьте его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия, проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой линии двигателя;
Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя в распределителе зажигания.
Проверять зазор между контактами прерывателя необходимо в следующем порядке.
Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение и затормозите автомобиль стояночным тормозом. Снимите крышку с распределителя зажигания и, вращая коленчатый вал, установите кулачок прерывателя в такое положение, при котором контакты прерывателя будут максимально разомкнуты. Проверьте щупом величину зазора; если она выходит за пределы 0,35-0,45 мм, то ослабив винты 25 прерывателя, вставьте лезвие отвертки в паз 27 и поверните стойку прерывателя на нужную величину. После регулировки затяните винты 27 до упора.
Контактная система зажигания
Контактная система зажигания состоит из выключателя зажигания, катушки зажигания, прерывателя-распределителя, свечей зажигания, проводов низкого и высокого напряжения.
Распределитель зажигания 30.3706
Распределитель зажигания преобразует постоянный ток цепи низкого напряжения в импульсный и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания. Он конструктивно объединен с прерывателем и центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания. Распределитель установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.
Корпус распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. На верхней части валика выполнен кулачок прерывателя, а также смонтированы центробежный регулятор опережения зажигания и ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора расходятся под действием центробежных сил и поворачивают четырехгранный кулачок прерывателя на определенный угол внаправлении вращения валика. При этом контакты размыкаются с некоторым опережением, тем большим, чем выше обороты двигателя. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине ротора.
Прерыватель состоит из стойки с неподвижным контактом и подвижного контакта с текстолитовым упором, который плоской пружиной прижат к четырехгранному кулачку валика распределителя. При вращении кулачка контакты замыкаются и размыкаются. Кулачок смазывается фетровым фильцем, пропитанным моторным маслом.
ВНИМАНИЕ! При эксплуатации автомобиля необходимо систематически проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя (см. «Регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя»).
Пластина, на которой смонтирован механизм прерывателя, установлена на шарикоподшипнике, позволяющем ей поворачиваться вокруг оси валика. Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания. Разрежение (подведенное по шлангу из задроссельного пространства карбюратора) действует на диафрагму вакуумного регулятора, и тяга поворачивает механизм прерывателя вместе с подвижной пластиной относительно четырехгранного кулачка, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.
Чтобы уменьшить искрение между контактами прерывателя, параллельно им подключен конденсатор. Он закреплен снаружи на корпусе распределителя.
Сверху корпус распределителя закрыт крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. Изнутри крышки в ее центральный электрод вмонтирован подпружиненный уголек. Ротор с контактной пластиной (бегунок) распределяет ток высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1-3-4-2). Валик распределителя зажигания вращается по часовой стрелке (при виде сверху).
При регулировке опережения зажигания поворот корпуса распределителя по часовой стрелке уменьшает опережение, против часовой стрелки - увеличивает.
Катушка зажигания Б-117А
Катушка зажигания - повышающий трансформатор, преобразует импульсный ток низкого напряжения (12В) в ток высокого напряжения. Обмотки катушки установлены в корпус из тонкой оцинкованной стали. Крышка корпуса из изоляционного материала, имеет два низковольтовых вывода и гнездо для провода высокого напряжения. В корпус катушки залито трансформаторное масло, охлаждающее обмотки.
Катушка зажигания устанавливается в моторном отсеке и крепится на левом брызговике кузова двумя гайками.
Выключатель зажигания
Выключатель зажигания - комбинированный, состоит из замка с противоугонным устройством и контактной части, собранных в одном корпусе. Выключатель установлен с левой стороны рулевой колонки в специальном кронштейне и закреплен двумя винтами.
У исправно работающей свечи цвет юбки изолятора центрального электрода должен быть серым или светло-коричневым.
На автомобиле применяются свечи А17ДВР (А17ДВРМ) или их аналоги.
Бесконтактная система зажигания
Бесконтактная система зажигания состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания (27.3705), выключателя зажигания, свечей зажигания, а также проводов низкого и высокого напряжения.
Датчик-распределитель зажигания четырехискровой, с бесконтактным датчиком управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
Датчик-распределитель зажигания передает управляющие сигналы на коммутатор, задавая момент искрооб-разования, и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания.
Датчик установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.
Корпус датчика-распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. При вращении валика через прорезь бесконтактного датчика проходят зубцы специального экрана, создавая в электрической цепи датчика управляющие импульсы. В верхней части валика смонтирован центробежный регулятор, на опорной пластине которого закреплен ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора под действием центробежных сил расходятся, поворачивая экран на определенный угол в направлении вращения валика. Управляющие импульсы создаются при этом с опережением, которое тем больше, чем быстрее вращение. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине центробежного регулятора.
Опорная пластина бесконтактного датчика установлена на шарикоподшипнике, который позволяет ей поворачиваться вокруг оси валика. Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания. Разрежение (подводимое по шлангу из задроссельного пространства карбюратора) действует на диафрагму вакуумного регулятора, и тяга поворачивает опорную пластину вместе с датчиком относительно экрана, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя,
Сверху корпус датчика-распределителя закрыт крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. С внутренней стороны крышки в ее центральный электрод вмонтирован подпружиненный уголек. Ротор с контактной пластиной (бегунок) распределяет ток высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1-3-4-2). Валик датчика-распределителя зажигания вращается по часовой стрелке при виде сверху.
Распределитель 30.3706 и датчик-распределитель 38.3706 одинаковы по посадочным местам и способу крепления на двигателе, а их крышки и роторы (бегунки) взаимозаменяемы.
Коммутатор 3620.3734
Коммутатор преобразует управляющие импульсы бесконтактного датчика в импульсный ток, поступающий на первичную обмотку катушки зажигания. Исправность коммутатора невозможно проверить без специального оборудования.
ВНИМАНИЕ! Во избежание повреждения коммутатора не отсоединяйте его разъем при включенном зажигании; не снимайте клеммы аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Систематически проверяйте надежность крепления «массы» коммутатора к кузову.
В остальном бесконтактная система аналогична контактной системе зажигания.
Проверка системы зажигания на автомобиле(для классической контактной системы)
Проверка свечей зажигания
Когда одна из свечей зажигания не работает, двигатель на холостом ходу сильно вибрирует - «троит».
На двигателе, работающем на холостом ходу, поочередно отсоединяем высоковольтные провода от свечей зажигания.
Делать это нужно в резиновой перчатке или обмотав провод (в несколько слоев) сухой ветошью. При снятии проводов с работающих свечей двигатель теряет обороты или даже глохнет.
Проверка работы системы зажигания
Если двигатель не пускается при наличии топлива в карбюраторе, проверяем работу системы зажигания.
Вынимаем центральный высоковольтный провод (соединенный с катушкой зажигания) из крышки распределителя.
Подносим его наконечник на расстоянии около 1 миллиметра к оголенному контакту «массы» (например к болту или шпильке на двигателе).
Удерживая провод в таком положении, просим помощника прокрутить стартером коленчатый вал двигателя.
Если искры при этом нет, начинаем проверку с величины зазора между контактами прерывателя (см. «Регулировка угла замкнутого состояния контактов прерывателя»).
Наличие напряжения на низковольтном контакте распределителя при включении зажигания можно проверить тестером или контрольной лампой
Тестер (вольтметр) при проворачивании коленчатого вала должен показывать периодическое возникновение напряжения, а контрольная лампа - загораться и гаснуть (см. «Проверка установки момента зажигания»).
Заменяем катушку зажигания на заведомо исправную.
Если искра есть, устанавливаем центральный провод на место и повторяем проверку с другим свечным проводом.
Если между свечным проводом и «массой» искры нет, возможно: оседание конденсата на внутренней стенке крышки распределителя; повреждение уголька центрального электрода; неисправность резистора бегунка,...
...а также окисление электродов крышки распределителя и бегунка.
Если искра на свечном проводе есть - проверяем состояние свечей, момент установки зажигания.
Замена свечей зажигания
Свечи установлены в головке блока цилиндров с левой стороны.
Обдуваем гнездо свечи сжатым воздухом от компрессора или насоса, чтобы удалить загрязнения. Свечи меняем по очереди, чтобы не перепутать порядок подсоединения проводов.
Снимаем наконечник свечи.
Свечным ключом из набора или специальной головкой «на 21» отворачиваем свечу.
Перед установкой новой свечи проверяем зазор между ее электродами (см. «Регулировка зазора между электродами свечи зажигания») и убеждаемся, что уплотнительная шайба на месте и не деформирована. Свечу заворачиваем сначала «от руки», затем затягиваем ключом (см. «Приложения»).
Регулировка зазора между электродами свечи зажигания
Зазор между электродами свечи проверяем круглым проволочным щупом-калибром.
Удобен специальный ключ (предназначенный для технического обслуживания системы зажигания) с набором необходимых щупов.
Аккуратно подгибая или отгибая боковой электрод, добиваемся зазора 0,5-0,6 мм (0,7-0,8 для бесконтактной системы).