Стартер - четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни привода стартера с зубчатым венцом маховика. Стартер включается электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением.
Стартер прикреплен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя. От разогретой приемной трубы выпускной системы его защищает теплоизоляционный щиток.
Потребляемый ток при максимальной мощности , не более , А
290 (260")
Потребляемый ток в заторможенном состоянии , не более , А
550 (500")
Потребляемый ток в режиме холостого хода , не более , А
60 (35")
* С торцевым коллектором .
** Для стартера СТ -221.
Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установлены бронзо-графитные подшипники (втулки), в которых вращается вал якоря.
Крутящий момент от вала якоря передается на маховик коленчатого вала двигателя через привод стартера.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле питание втягивающей обмотки отключается.
На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении - от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности
Метод устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает
1. Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея
1. Зарядите батарею или замените
2. Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники
2. Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
3. Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв
3. Замените тяговое реле
4. Обрыв в цепи питания тягового реле стартера
4. Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами "50" стартера и выключателя зажигания
5. Не замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания
5. Замените контактную часть выключателя зажигания
- неисправна контактная часть выключателя зажигания: не размыкаются контакты "30" и "50"
-проверьте правильность замыкания контактов при различных положениях ключа; неисправимо контактную часть замените
ПРОВЕРКА СТАРТЕРА НА СТЕНДЕ
Чтобы убедиться в эффективности работы стартера, необходимо проверить на стенде его электрические и механические данные.
Электрическая схема соединений для проверки стартера на стенде показана на рис. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2.
Схема соединений для проверки стартера на стенде: 1 - вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В; 2 - стартер; 3 - реостат на 800 А; 4 - амперметр с шунтом на 1000 А; 5 - выключатель; 6 - аккумуляторная батарея
Стартер должен питаться от полностью заряженной аккумуляторной батареи 6СТ-55 или от специального источника тока, характеристика падения напряжения которого при нагрузке соответствует характеристике падения напряжения аккумуляторной батареи 6СТ-55.
Температура стартера при проверках должна быть (25±5) °С, а щетки - хорошо притерты к коллектору.
Проверка работоспособности.
Замыкая выключатель 5, при напряжении источника тока 12 В три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 2; 6 и 10 Н•м (0,2; 0,6 и 1 кгс•м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.
Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.
Испытание в режиме полного торможения
Затормозите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 550 А, не более 7,5 В и не менее 13,7 Н•м (1,4 кгс•м). Для стартера СТ-221 ток должен быть не более 500 А, а напряжение не более 6,5 В.
Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.
Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу.
Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных выше величин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.
При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться; если это происходит, то неисправна муфта свободного хода.
Для устранения неисправностей разберите стартер и замените или отремонтируйте поврежденные детали.
Испытание на режиме холостого хода
Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения якоря стартера, которые должны быть соответственно не более 60 А (35 А для стартера СТ-221), и 5000±1000 мин-1 при напряжении на клеммах стартера 11,5-12 В.
Если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.
Проверка тягового реле
Установите между ограничительным кольцом 21 (см. рис. 7-16) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Проверьте напряжение включения реле, которое должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20±5) °С. Если напряжение больше, то это указывает на неисправность реле или привода.
До 1983 г. на стартерах СТ-221 устанавливалось однообмоточное тяговое реле. У стартера с таким реле проверьте силу потребляемого тока, которая должна быть не более 23 А.
Проверка механических данных
Проверьте динамометром давление пружин на щетки, которое для новых щеток должно составлять 9,8±0,98 Н (1±0,1 кгс). Если щетки изношены до высоты 12 мм, то замените их, предварительно притерев к коллектору.
Осевой свободный ход вала якоря должен быть не болееО,5 мм (0,07-0,7 мм для стартера СТ-221). Если он не находится в этом пределе, то разберите стартер и подберите толщину и количество регулировочных шайб.
Привод стартера должен свободно, без заметных заеданий перемещаться по шлицевому концу вала якоря и возвращаться из рабочего положения в исходное под действием возвратной пружины якоря реле.
При повороте шестерни привода в направлении вращения якоря, якорь вращаться не должен. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря под действием момента не более 27,4 Н•см (2,8 кгс•см).
Замена стартера
Ключом «на 10» отворачиваем болт нижнего крепления теплозащитного щитка стартера (он расположен в труднодоступном месте)...
...и вынимаем его.
Снимаем шланг с заборника тепло го воздуха и ключом «на 13» отво рачиваем сначала одну гайку верх него крепления щитка,...
...затем вторую (гайка находится под воздухозаборником).
Снимаем щиток.
Ключом «на 13» отворачиваем два верхних болта крепления стартера к картеру сцепления...
...и головкой «на 13» снизу автомобиля отворачиваем нижний болт крепления.
Сдвинув стартер вперед, отсоединяем колодку от вывода тягового реле (для наглядности шланг системы охлаждения снят).
Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления провода, соединяющего вывод тягового реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи.
Вынимаем стартер вверх между приемной трубой и картером сцепления.
Новый стартер устанавливаем в порядке, обратном снятию. Подсоединяя провода, убеждаемся в надежном креплении провода питания тягового реле, т.к. на установленном стартере соскочивший провод подсоединить очень трудно.