Основные размеры коленчатого вала даны на рис. 2-35.
НЕТ КАРТИНКИ _ НАЙТИ
Рис. 2-35. Основные размеры шатунных и коренных шеек коленчатого вала и их галтелей
ОЧИСТКА КАНАЛОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Для очистки удалите заглушки каналов. Затем прогоните гнезда заглушек зенкером А. 94016/10, надетым на шпиндель А.94016, тщательно промойте каналы бензином и продуйте сжатым воздухом.
Оправкой А.86010 запрессуйте новые заглушки и для большей надежности зачеканьте каждую заглушку в трех точках керном.
КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ШАЙКИ
Проверка. Установите коленчатый вал на две призмы (рис. 2-36) и проверьте индикатором:
— биение коренных шеек; максимально допустимое 0,03 мм;
— биение посадочных поверхностей под звездочку и подшипник первичного вала коробки передач; максимально допустимое 0,04 мм;
— смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек; максимально допустимое ±0,35 мм;
— неперпендикулярность по отношению к оси коленчатого вала торцевой поверхности фланца. При проворачивании вала индикатор, установленный сбоку на расстоянии 34 мм ( рис. 2-36) от оси вала, не должен показывать биения более 0.025 мм.
Рис. 2-36. Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала
На коренных шатунных шейках и на щеках коленчатого вала трещины не допускаются. Если они обнаружены, замените вал.
На поверхностях коленчатого вала, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.
Измерьте диаметры коренных и шатунных шеек. Шейки следует шлифовать, если их износ больше 0,03 мм или овальность шеек больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
Шлифование шеек. Коренные и шатунные шейки шлифуйте, уменьшая на 0,25 мм так, чтобы получить в зависимости от степени износа, диаметры, соответствующие значения, приведенным в табл. 2-2, 2-3 и радиусы галтелей шеек, как указано на рис. 2-25.
Таблица 2-2 ДИАМЕТРЫ ШАТУННЫХ ШЕЕК, мм
Номи нальный
Уменьшенные
0.25
0.50
0.75
1.0
47.814 47.834
47.564 47.584
47.314 47.334
47.064 47.084
46.814 46.834
Таблица 2-3 ДИАМЕТРЫ КОРЕННЫХ ШЕЕК, мм
Номи-
Уменьшенные
нальный
0.25
0.50
0.75
1.0
50.775 50.795
50.525 50.545
50.275 50.295
50.025 50.045
49.775 49.795
После шлифования и последующей доводки шеек хорошо промойте коленчатый вал для удаления остатков абразива. Каналы для смазки с удаленными заглушками несколько раз промойте бензином под давлением. На первой щеке коленчатого вала маркируйте величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например К 0,25; Ш 0,50).
Овальность и конусность коренных и шатунных шеекпосле шлифования должны быть не более 0,007 мм.
ВКЛАДЫШИ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ
На вкладшах не производите никаких подгоночных операций. При задирах, рисках или отслоении антифрикционного слоя замените вкладыши.
Проверьте зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала:
—расположите отрезок калиброванной пластмассовой проволоки на проверяемой шейке;
— установите крышки с коренными вкладышами и затяните крепежные болты крышек моментом 80,4 Н • м (8,2 кгс • м);
— снимите крышки и по величине сплющивания проволоки по шкале упаковки (рис. 2-37) определите величину зазора.
Рис. 2-37. Определение зазора по шкале:
1 - шкала; 2 - калиброванная проволока
Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами можно также определить расчетом, измерив диаметры коренных шеек, постелей под вкладыши и толщину вкладышей.
Номинальный расчетный зазор составляет 0,050-0,095 мм. Если он меньше предельного (0,15 мм), то можно снова использовать прежние вкладыши. При зазоре большем предельного замените на этих шейках вкладыши новыми. Если шейки коленчатого вала изношены и шлифуются до ремонтного размера, то замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины, см. табл. 2-4).
Таблица 2-4
ТОЛЩИНА ВКЛАДЫШЕЙ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ, мм
Номи нальная
Увеличенная (ремонтная)
0.25
0.50
0.75
1.0
1.824 1.831
1.949 1.956
2.074 2.081
2.199 2.206
2.324 2.331
Признаком правильности сборки и сопряжения шеек с вкладышами является свободное вращение коленчатого вала.
Цифры 0,25; 0,50 и т.д. указывают величину уменьшения диаметра шеек коленчатого вала после шлифования.
МАХОВИК
Проверьте состояние зубчатого венца; в случае повреждения зубьев замените маховик.
Поверхности маховика, сопрягаемые с коленчатым валом и с ведомым диском сцепления, должны быть без царапин, задиров и быть совершенно плоскими.
Если на рабочей поверхности 3 (рис. 2-38) маховика под ведомый диск сцепления имеются царапины, проточите эту поверхность, снимая слой металла толщиной не более 1 мм. Затем проточите поверхность 2, выдержав размер 0,5±0,1 мм и обеспечивая параллельность поверхностей 2 и 3 относительно поверхности 1. Допускаемая непараллельность, замеренная по крайним точкам поверхностей 2 и 3 не должна превышать 0,1 мм.
Установите маховик на оправку, центрируя его по посадочному отверстию с упором на поверхность 1 (рис. 2-38), проверьте биение плоскостей 3 и 2. В точках В и С индикатор не должен показывать биений, превышающих 0,1 мм.
Рис. 2-38. Маховик:
1 - поверхность крепления к фланцу коленчатого вала; 2 - поверхность крепления сцепления; 3 - опорная поверхность ведомого диска сцепления; В -место проверки биения поверхности 2; С - место проверки биения поверхности 3
ПРОВЕРКА ОСЕВОГО ЗАЗОРА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Осевое перемещение коелнчатого вала ограничено двумя упорными полукольцами, установленными по обе стороны заднего коренного подшипника. С передней стороны подшипника устанавливается сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металло- керамическое (желтого цвета). Полукольца изготавливаются нормальной толщины (2,310 — 2,360 мм) и увеличенной (2,437 — 2,487 мм).
Осевой зазор между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала проверяется так:
— установите индикатор на магнитной подставке и вставьте концы двух отверток, как показано на рис. 2-39;
— переместите вал отвертками и проверьте по индикатору осевой зазор, который должен быть в пределах 0,06 — 0,26 мм.
Если зазор превышает максимально допустимый 0,35 мм, замените упорные полукольца другими, увеличенными на 0,127 мм.
Примечание. Осевой зазор коленчатого вала можно проверять также на двигателе, установленном на автомобиле, с помощью приспособления 67.8701.9510. Пр этом осевое перемещение коленчатого вала создаете нажатием и отпусканием педали сцепления, а величина осевого зазора определяется по перемещению переднее конца коленчатого вала.